Банки и их филиалы в случаях, предусмотренных законом, обязанные предоставлять Уполномоченному органу информацию о финансовых операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и идентификации лиц, которые их осуществили, а также другую информацию, предоставление которой требуется законами Украины по вопросам предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Отмеченная информация может предоставляться филиалами банков в Уполномоченный орган как непосредственно, так и через банк – юридическое лицо.
Порядок передачи информации в Уполномоченный орган должен обеспечивать ее гарантированную доставку и конфиденциальность.
Информация о финансовой операции, что подлежит обязательному финансовому мониторингу, передается банком в Уполномоченный орган не позже трех рабочих дней со времени ее регистрации.
Информация о финансовой операции, в обеспечении осуществления которой клиенту было отказано, и лиц, которые принимали участие в ее проведении, передается банком в Уполномоченный орган не позже следующего рабочего дня со времени ее регистрации.
Предоставление банком Уполномоченному органу информации о финансовых операциях осуществляется в форме файлов-сообщений.
Копии файлов, посланных в Уполномоченный орган, хранятся банком на протяжении пяти лет.
Ответственный работник банка должен отвечать таким квалификационным требованиям:
наличие высшего юридической либо экономического образования и опыта работы в банке не меньше трех лет или опыта работы в должности руководителя подраздела банка (филиалы) не меньше одного года, либо значительного (не меньше трех лет) опыта работы в сфере предотвращения или противодействия финансовой преступности;
отсутствие судимости за корыстные преступления;
безукоризненная деловая репутация.
Ответственный работник банка не реже однажды на месяц подает руководителю банка письменный отчет о результатах реализации Правил внутреннего финансового мониторинга и программ осуществления финансового мониторинга.
Программа учебы и повышения квалификации работников банка относительно осуществления мероприятий по финансовому мониторингу должна включать, в частности, такое:
а) мероприятия по организации учебы работников в зависимости от их должностных обязанностей за такими направлениями:
ознакомление работников с международными документами и законодательством Украины, рекомендациями Базельского комитета банковского присмотра по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем;
ознакомление работников с внутрибанковскими документами по вопросам финансового мониторинга;
практические занятия относительно реализации Правил внутреннего финансового мониторинга и программ осуществления финансового мониторинга;
б) мероприятия по организации повышения квалификации работников банка по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, за такими направлениями:
изучение передового опыта относительно выявления операций клиентов, которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем;
ознакомление со средствами и приемами изучения клиентов и проверки информации относительно их идентификации.
Ориентировочный перечень критериев оценки риска относительно проведения клиентом операций из легализации доходов, полученных преступным путем (в случае необходимости дополняются банком самостоятельно):
1. Наличие контрагентов – резидентов стран, о которых из достоверных источников известно, что они:
· не придерживаются общепринятых стандартов в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем;
· не предусматривают раскрытия или предоставления информации относительно финансовых операций;
· не выполняют рекомендаций Группы разработки финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (FATF);
· являются странами, в которых происходят военные действия;
· являются оффшорными территориями.
2. Клиент является лицом, которое занимает должность, в соответствии с которой имеет широкие властные полномочия (руководящий состав центральных и местных органов исполнительной государственной власти, местного самоуправления, ячеек политических партий), или является членом семьи такого лица.
3. Клиент – юридическое лицо, что, не будучи финансовым учреждением, предоставляет услуги из осуществления денежных переводов, операций из оплаты чеков наличностью и тому подобное.
Информация по теме:
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск. В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать самор ...
Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года он ...
Перспективы развития исламских банков в России
Наряду с проблемами, препятствующими развитию исламских банков в России, существуют и благоприятные предпосылки развития финансового и инвестиционного сотрудничества. Не следует забывать, что около 15 % населения нашей страны исповедует ислам, в России есть обширные мусульманские регионы, экономики ...