Макроэкономическая стабилизация в стране, укрепление банковской системы, постепенное снижение процентных ставок, усиление инвестиционной активности организаций способствуют расширению масштабов деятельности банковской сферы и увеличению объемов кредитования реального сектора экономики. Вместе с тем кредитование, приносящее банкам в большинстве случаев основную долю доходов, генерирует и повышенный риск такой деятельности. Кредитный риск означает возможность финансовых потерь банка вследствие невыполнения обязательств контрагентами, в первую очередь заемщиками, и возникает как по балансовым, так и по забалансовым обязательствам контрагентов. Кредитный риск присутствует в явном виде при кредитовании, формировании портфеля ценных бумаг, межбанковских операциях, валютных операциях, работе с гарантиями и поручительствами, производными ценными бумагами и в дилерской деятельности. Кредитный риск зависит от ряда факторов: внешних, связанных с состоянием экономической среды, и внутренних, вызванных действиями сотрудников банка. Основные подходы к снижению данного риска и его оценки сводятся к следующему: диверсификация портфеля заимствований; предварительный анализ кредитоспособности заемщика; оценка и мониторинг ранее выданных кредитов. По большей части оценка уровня кредитного риска может быть достоверно произведена только при проведении внутреннего анализа, основанного на материалах кредитных дел заемщиков.
Оценка кредитоспособности, охватывающая детальное исследование количественных и качественных характеристик заемщика с точки зрения их влияния на класс кредитоспособности, качество обеспечения по кредиту и степень кредитного риска, важна на всех стадиях процесса кредитных взаимоотношений между банком и заемщиком. Особое значение для обеспечения эффективной оценки кредитоспособности заемщика приобретает системный подход, обеспечивающий тщательное исследование всех сторон финансово-хозяйственной деятельности заемщика в их неразрывной связи, а также определение взаимосвязи отдельных разделов оценки для выявления влияния различных факторов на уровень кредитоспособности заемщика и проведение оценки способов снижения риска кредитования. Таким образом, для руководителей и специалистов отечественных коммерческих банков стала актуальной и своевременной
задача
организации оценки кредитоспособности клиентов на основе применения системного подхода.
Развитие кредитной системы России широко освещено в отечественной литературе в трудах Л.И. Абалкина, М.М. Агаркова, Д.А. Аллахвердяна, Н.Г. Антонова, М.С. Атласа, Л.А. Дробозиной, И.А. Дымшица, В.В. Иконникова, О.И. Лаврушина, и др.
В разработку теоретических и организационно-методических положений анализа кредитоспособности заемщика значительный вклад внесли такие российские и зарубежные ученые, как И.Т. Балабанов, Н. Бунге, И.В. Вишняков, Г.М. Кирисюк, М.Н. Крейнина, М.О. Сахарова, В.Т. Севрук, Ж. Матук, П.С. Роуз и др. Большое влияние на становление и развитие теоретико-методологических и методических основ в данной области оказали и работы отечественных ученых, занимающихся вопросами бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: М.И. Баканова, В.И. Бариленко, С.Б. Барнгольц, Е.В. Негашева, В.Д. Новодворского, Г.В. Савицкой, Р.С. Сайфулина, Л.Р. Смирновой, А.Д. Шеремета, Т.Г. Шешуковой, Л.З. Шнейдмана и др.
Несмотря на достаточно полное освещение в экономической литературе методических подходов к оценке отдельных сторон деятельности заемщика, до сих пор остаются неисследованными многие направления комплексной оценки кредитоспособности заемщика, имеющие важное теоретическое и прикладное значение.
Объектом исследования выступает кредитоспособность как комплексная характеристика заемщика банка. Предмет исследования – оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Целью настоящего исследования является оценка кредитоспособности клиентов банка на основе обобщения теоретического и практического опыта. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
− рассмотреть критерии оценки кредитоспособности клиента банка;
−определить цель, задачи и место оценки кредитоспособности клиентов в процессе управления кредитным риском;
− определить основные элементы системы оценки кредитоспособности клиентов банка;
− провести анализ организации оценки кредитоспособности клиентов в ОАО «Алемар»;
−провести анализ методов, применяемых в ОАО «Алемар» при проведении оценки кредитоспособности клиентов;
−разработать рекомендации по формированию эффективной системы оценки кредитоспособности клиентов в ОАО «Алемар».
Теоретическую и методическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки кредитоспособности клиентов банка, а также документы законодательных и исполнительных органов власти РФ. При разработке темы применен системный подход, использован комплекс методов экономических исследований, в частности, сравнительно-аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, балансовый, экономико-математический.
Информационной базой по написанию дипломной работы послужили данные отечественных статистических исследований, периодической печати, материалы экономических статей, а также данные ОАО «Алемар» в г. Новосибирск.
Информация по теме:
Денежно-кредитное регулирование и банки
В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Если целью развития национальной экономики является обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая ...
Автодиллеры увеличивают объем продаж
Схема «банк плюс автодилер» в последнее время получает все большее распространение, что объясняется конкурентными преимуществами, и, в конечном счете, выгодами для всех участников процесса. Как правило, при проведении совместных кредитных программ с автомобильными дилерами банки получают возможност ...
Информационное обеспечение экономического анализа
Информационное обеспечение экономического анализа деятельности сбербанка представляет собой систему внешней и внутренней информации. Система внешней информации предназначена для снабжения руководства банком необходимыми сведениями о состоянии среды , в которой он действует. Сбор внешней информации ...