Банки стран с развитой рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Американские коммерческие банки используют четыре группы основных показателей: ликвидности фирмы, оборачиваемости капитала, привлечения средств и прибыльности [19, с. 21].
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр.). Кл − соотношение наиболее ликвидных средств и краткосрочных долговых обязательств [24, с. 97].
Кпокр. − соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Если Кпокр. менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщик является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала – вторая группа, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.
Коэффициенты привлечения (Кпривл.) образуют третью группу. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относится: норма доходности, доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию [24, с. 113].
Таким образом, все названные показатели взаимосвязаны и образуют единую систему.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
1. Характер деятельности предприятия и длительность его функционирования.
2. Факторы производства:
− трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала;
− производственные ресурсы;
− финансовые ресурсы;
− экономическая среда.
Баланс коммерческого банка включает статьи актива (иммобилизованные активы (основные фонды), оборотные средства и денежная наличность); статьи пассива (постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность «денежную наличность» (овердрафт, учет векселей)) и счет результатов деятельности [30, с. 14].
На основе анализа результатов деятельности определяются следующие показатели в табл. 2.5.
– система показателей для определения кредитоспособности
Таблица 2.5.
Показатель |
Метод определения |
Выручка от реализации, валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) |
Выручка от реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий |
Добавленная стоимость (ДС) |
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД) |
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) |
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Чистая прибыль (П) |
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Прибыль, которая может использоваться для самофинансирования (СФ) |
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Информация по теме:
Мотивы и принципы слияний и поглощений страховых компаний
Прежде чем выделить основные принципы слияний и поглощений необходимо разобраться с теми мотивами, которые движут руководством компании при принятии ими решения о слиянии. Итак выделяют следующие группы мотивов исходя из стремления компаний к максимизации прибыли: - мотивы уменьшения оттока ресурсо ...
Анализ расходов коммерческого банка
К расходам банка относятся: процентные расходы; комиссионные расходы; прочие банковские операционные расходы (по операциям с филиалами, на оперативный лизинг, штрафы, пеня, оплаченная по банковским операциям); прочие небанковские операционные расходы (негативный результат от продажи основных средст ...
Этапы создания товарной биржи
Главная функция товарной биржи как механизма ценообразования экономическая. Эффективность выполнения экономической функции значительно повышает ее юридически организационное подкрепление. Правильный выбор организационно-правовой формы во многом определяет успешность деятельности товарной биржи. Поэ ...