Методики оценки кредитоспособности заемщика юридического и физического лиц, применяемые в российской банковской практике

Банковское дело » Практика оценки кредитоспособности заемщика » Методики оценки кредитоспособности заемщика юридического и физического лиц, применяемые в российской банковской практике

Страница 1

В России с развитием рыночных отношений возникла необходимость принципиально нового подхода к определению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий с учетом зарубежного опыта, чему способствует введение новых форм бухгалтерского баланса. Принятая группировка статей по активу и пассиву баланса позволяет осуществить достаточно глубокий анализ платежеспособности и кредитоспособности.

Применяемые банками России методы оценки кредитоспособности заемщиков различны, но все они содержат определенную систему финансовых коэффициентов, включая такие, как [21, с. 109]:

− коэффициент абсолютной ликвидности;

− промежуточный коэффициент покрытия;

− общий коэффициент покрытия;

− коэффициент независимости.

Ликвидность предприятия – способность исполнять имеющиеся краткосрочные обязательства. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства за счет реализации текущих активов.

Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок (табл. 2.1.) [21, с. 111 – 115].

Таблица 2.1.

Наименование коэффициента

Формула расчета

Оптимальное значение

К1 – коэффициент покрытия, или текущей ликвидности

Текущие (оборотные) активы / Краткосрочная задолженность

≥ 2,

< 3

К2 – коэффициент промежуточной ликвидности

(Текущие активы – ТМЗ) / Краткосрочная задолженность

≥ 1

≥ 0,2;

К3 – коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства / Краткосрочная задолженность

< 0,3

Коэффициент покрытия, или текущей ликвидности – отношение всех текущих активов и краткосрочной задолженности. Оптимальное значение этого показателя находится в пределах от 2 до 3.

Коэффициент промежуточной ликвидности определяется отношением оборотных активов без учета товарно-материальных запасов к краткосрочной кредиторской задолженности. Оптимальное значение данного коэффициента должно быть более либо равно 1.

Коэффициент абсолютной ликвидности – отношение денежных и приравненных к ним средств к краткосрочной задолженности. Значение этого показателя на уровне 0,2 – 0,3.

Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности в целом характеризуют соотношение собственного и заемного капиталов клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже финансовая устойчивость предприятия.

Алгоритм расчета коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности приведен в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Наименование коэффициента

Формула расчета

Оптимальное значение

К4 – коэффициент обеспеченности собственными средствами

(Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные средства

≥ 0,1

К5 – коэффициент автономии (финансовой независимости)

Собственный капитал / Пассивы

≥ 0,5

Продолжение табл. 2.2.

К6 – коэффициент финансирования

Собственный капитал / Общая кредиторская задолженность

≥ 1

К7 – коэффициент маневренности

(Оборотные активы – Краткосрочная задолженность) / Сумма оборотных активов

≥ 0,2

К8 – коэффициент мобильности средств

Оборотные активы / Внеоборотные активы

≥ 0,5

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Общий анализ развития жилищной ипотеки в стране
Ипотека в современной России начала развиваться в середине 90-х гг. ХХ в. после выхода Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина от 28 февраля 1996 г. №293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования». Кредитованием под залог недвижимости активно занималось тогда около 20 банков. В 1996г. Дл ...

Основные формы и виды
Потребительский кредит существует в двух формах - "прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя п ...

Анализ объема страхования рисков в туризме и его структуры в 2006 - 2008 гг
Анализировать объем страхования рисков в туризме на примере российских страховых компаний очень сложно, так как их отчетность не содержит ясных указаний на этот элемент их работы. В туристическом страховании заняты многие страховые компании России, как большие, так и не очень, однако нет ни одной с ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru