По месту проведения различают внутренние и международные факторинговые операции.
Внутренний факторинг
- поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также фактор-фирма находятся в одной и той же стране.
В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны Поставщик, Покупатель и Фактор. В этом случае схема факторинга выглядит достаточно просто:
Схема факторингового обслуживания
1. - Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. - Уступка права требования долга по поставке Банку.
3. - Выплата досрочного платежа (до 90%
от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4. - Оплата за поставленный товар.
5. - Выплата остатка средств (от 10%
, после оплаты покупателем) за минусом комиссии.
Международный факторинг.
В коммерческом банке международные факторинговые операции (МФО) ведет специальное факторинговое подразделение (ФП). Для обеспечения эффективного взаимодействия обоих импорт-факторов, поставщиков и покупателей работа ФП должна основываться на рациональной технологии, учитывающей правила поведения импорт-фактора и экспорт-фактора в среде сетей международных факторинговых ассоциаций и все возможные сценарии поведения ФП.
В последнее время международными факторинговыми операциями, сулящими большие доходы, заинтересовались многие крупные российские банки. Особое значение приобретает факторинг в международных торговых операциях.
В международной торговле применяются четыре модели факторинга:
двухфакторный;
прямой импортный;
прямой экспортный;
"бэк - ту - бэк" (back-to-back).
Двухфакторная модель
позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.
Классическая двухфакторная схема состоит из следующих этапов:
1. запрос лимита / обеспечение рисков;
2. поставка / рассылка фактуры;
3. финансирование;
4. оплата.
На первом этапе экспортер запрашивает у своего экспорт-фактора сумму, подлежащую обеспечению. Экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора требуемый лимит. Импорт-фактор проверяет импортера и предоставляет экспорт-фактору гарантии. Далее экспорт-фактор дает экспортеру разрешение на лимит, после чего осуществляется продажа документов.
На втором этапе экспортер поставляет товар или услугу и передает копию счета экспорт-фактору, а тот посылает ее импорт-фактору. Одновременно с товаром экспортер направляет импортеру счет с пометками о переуступке.
На третьем этапе, после поставки товара или услуги, экспорт-фактор финансирует экспортера в пределах 70-90% полной первоначальной фактурной цены.
На четвертом этапе импортер осуществляет 100% -ный платеж импорт-фактору, а тот перечисляет полученную сумму экспорт-фактору. Наконец, экспорт-фактор переводит экспортеру непрофинансированную часть требований (10% -30%) за вычетом стоимости факторинговых услуг.
Если сроки платежа не соблюдаются, импорт-фактор направляет импортеру напоминания-предупреждения. Если после двух-трех напоминаний требования не оплачиваются, импорт-фактор принимает необходимые правовые меры.
Информация по теме:
Проблемы создания автоматизированных банковских систем
Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория ...
Организационно-технический подход к формированию учетной политики
банка
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. Главный бухгалтер отвечает за формирован ...
Виды страхования ответственности
Страхование ответственности охватывает широкий круг видов страхования [40]: 1. добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств представляет собой совокупность разновидностей страхования ...