В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации. Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме того главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, в том числе нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Еще одно отличие еще не вступившего в силу закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ заключается в том, что в нем отсутствует положение об ответственности главного бухгалтера за формирование учетной политики.
Все работники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.
При разработке учетной политики выбирается один из нескольких допустимых вариантов к формированию рабочего плана счетов, выбору форм первичных учетных документов, к порядку инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов. Если в законах и иных нормативных актах такие варианты не установлены, то банк самостоятельно разрабатывает соответствующий вариант исходя из Правил учета.
Формирование рабочего плана счетов:
Необходимо указать перечень счетов применяемых в организации, а именно: балансовые и внебалансовые счета, счета по учету срочных операций, счета депо, счета доверительного управления. Кроме того в рабочем плане счетов следует указать, на каких счетах второго порядка открываются субсчета, и привести перечень всех субсчетов по соответствующим счетам второго порядка. В случаях, когда организация выполняет операции, которые нельзя отразить с помощью типового плана счетов, она может открыть дополнительные счета второго порядка для их учета.
В учетной политике следует так же утвердить структуру построения лицевых счетов банка, порядок их открытия и закрытия. Некоторые лицевые счета могут обнуляться, но при этом не закрываться, например лицевые счета, открываемые на балансовых счетах второго порядка кредиты, предоставленные по «овердрафту».
Выбор форм первичных учетных документов:
Первичные учетные документы отражают факты совершения операций и являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета. Руководитель утверждает документы типовые формы которых отсутствуют. При этом обязательно наличие следующих реквизитов:
- Наименование и дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции,
- измерение хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении,
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц (перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации).
Порядок инвентаризации имущества:
Руководитель утверждает порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств банка. Наиболее рационально проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности. Инвентаризация имущества производится по состоянию на 1 октября отчетного года, а инвентаризация финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности – по состоянию на 31 декабря отчетного года. А так же необходимо проведение частичной инвентаризации в случаях передачи имущества в аренду, его выкупе или продаже, обнаружении факта хищения или порчи имущества, смене материально ответственных лиц и т.д. По результатам инвентаризации происходит формирование доходов банка, например: выявленная недостача, взыскивается с материально-ответственных лиц по рыночной цене, превышающей балансовую стоимость объекта, а сумма превышения относится на доходы банка; или при выявлении излишков ценностей они оприходуются на доходы банка.
Информация по теме:
Классификация по месту проведения
По месту проведения различают внутренние и международные факторинговые операции. Внутренний факторинг - поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также фактор-фирма находятся в одной и той же стране. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны Поставщик, ...
Виды кредитной документации
Источником кредита служат временно свободные ресурсы в денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию отличают три основополагающих принципа – срочность, во ...
Теория коммерческих ссуд
Эта теория уходит корнями в английскую банковскую практику XVIII в. Защитники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Иными словами, банкам следует ...