Кредитно-денежная политика России

Страница 2

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы — учетную ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов — имеет свою специфику.

Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям. С февраля 2004 г. на смену практике рефинансирования банков под переучет векселей пришел проект по рефинансированию коммерческих банков под залог кредитных требований и векселей предприятий группы «промышленность», «связь» и «транспорт». Реализация проекта началась в Санкт-Петербурге, и в случае удачи схема будет распространена по всей стране. Однако кроме векселя предприятия банк — участник проекта должен дополнительно предоставить гарантию по кредиту еще от одной кредитной организации, что значительно усложняет участие банков в проекте. Трудности в реализации этого начинания связаны и с тем, что Банк России на сегодня не располагает комплексной базой данных о предприятиях. Отсутствует также адекватная правовая база и система институтов, с помощью которых данный проект может быть реализован, т.е. будет способствовать стимулирующему воздействию на перевод кредитных ресурсов в реальный сектор экономики [15].

С июня 2003 г. ставка рефинансирования составляет 16%. Фактически она существует номинально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов но ставке рефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на их получение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки по денежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результате предприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований на себестоимость продукции и вынуждены платить дополнительные налоги. Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер, поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставки рефинансирования.

Следовательно, в настоящее время ставка рефинансирования является лишь формальным индикатором процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель постольку, поскольку его задает Центробанк. Реальные операции кредитования коммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Для придания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономического показателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальную доходность в экономике. Другой инструмент регулирования государством денежно-кредитной сферы — норма обязательных резервов. Требования к уровню обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банки собирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатно вместо создания условий для их эффективного использования как коммерческими банками, так и государством. В отдельные годы обязательные резервные требования устанавливались на уровне 20% (в развитых странах максимальная их ставка составляет 7-15%).

Метод изменения уровня обязательных банковских резервов по существу носит административно-налоговый характер и увеличивает издержки банков. Он приводит к значительному увеличению средств, отвлекаемых от использования в активных операциях банка. Резервная система является дорогостоящей, так как значительная часть ссудного капитала изымается из банковского, а в конечном счете - из производственного сектора. К тому же резервирование привлеченных средств вызывает их удорожание, а создание резервов является инфляционным фактором в экономике. Налоговый характер отчисления в фонды обязательных резервов вызывает у банков стремление их минимизировать различными путями, в том числе: увеличением в составе привлеченных средств межбанковских кредитов; привлечением депозитных вкладов на срок не более месяца (чтобы до даты образования резерва он был востребован); увеличением в составе привлеченных средств срочных депозитов. Кроме того, наличие определенного уровня резервов вовсе не гарантирует защиту коммерческих банков от финансовых потрясений, подобных кризису 1998 г. [8].

В настоящее время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческих банков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорцию банковских резервов двух видов - обязательные и добровольные (избыточные). Если объемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммы привлекаемых финансовых; средств банков и параметров минимальных резервов, устанавливаемых ЦБ РФ, то добровольные резервы определяются самими банками в зависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований во многом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для ЦБ РФ существует только один вариант влияния на объемы банковских резервов — с помощью процентной ставки.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Государственная политика на рынке ценных бумаг
Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая бу ...

Перспективы развития сельхозстрахования, как одного из подвидов имущественного страхования
В правительстве понимают необходимость тотального сельскохозяйственного страхования. Согласно концепции разработанной в Минсельхозе, к 2007 году страхованием должно было охвачено не менее 75% посевной площади. Для этого планируется довести объемы федерального субсидирования до 6 млрд. рублей. Однак ...

Налогосберегающие схемы, основанные на страховании имущества
Результаты исследования, проведенного недавно экспертами Центра экономического анализа (ЦЭА) агентства "Интерфакс", показывают, что в 2003 году лидирующее положение на страховом рынке по-прежнему занимали налогосберегающие схемы, реализуемые посредством страхования жизни. Вместе с тем, ка ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru