Норматив ликвидности коммерческого банка

Страница 1

В целях контроля за ликвидностью, банки должны составлять таблицу сравнения сроков активов и обязательств, причем для каждого актива (обязательства) берется наименьший срок, по истечении которого банк имеет право требовать исполнения обязательств дебиторов и корреспондентов (кредиторы и депозиторы банка имеют право требовать исполнения обязательств банком) Таким образом, в графу “до востребования” должна быть включена сумма следующих активов и обязательств.

Активы:

· наличные денежные средства;

· быстрореализуемые активы.

Обязательства:

· расчетные, текущие счета юридических лиц;

· средства государственного бюджета и государственных фондов;

· счета лоро;

· счета до востребования физических лиц;

· другие обязательства до востребования.

Коэффициент текущей ликвидности (k4) - это отношение суммы наличных денежных средств и быстрореализуемых активов к сумме обязательств до востребования, которое должно составлять не менее 0,2.

Если банк имеет просроченные обязательства перед своими кредиторами и депозиторами, банк считается не выполнившим норматив ликвидности, независимо от выполнения им коэффициента текущей ликвидности.

Норматив минимальных размеров обязательных резервов

С 1 сентября 1996 года “Положение о минимальных резервных требованиях” введено в действие. Минимальные резервные требования теперь равны 15% от всех депозитных обязательств физических и юридических лиц.

Резервные активы состоят из

a. средств на корсчете в Нацбанке в тенге за вычетом средств, перечисленных до выяснения (кредит 902), выделенных, но не доведенных до клиента централизованных кредитов;

b. наличности в кассе банка в тенге и СКВ;

c. средств на корсчете в Нацбанке в СКВ;

d. золото в сумме не более 20% всех резервных активов;

Существуют два способа размещения резервных требований:

1. Размещение средств в резервных активах в течении отчетного месяца таким образом, чтобы среднемесячная сумма этих активов была не менее среднемесячной величины резервных требований, которые рассчитываются как 15% от среднего арифметического суммы депозитных обязательств в тенге и иностранной валюте, взятых за каждый рабочий день отчетного месяца.

2. Депонирование средств в Нацбанке на счете 815 “Фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы” и резервном счете в СКВ до 8 числа каждого месяца, так, чтобы сумма остатков по указанным счетам была равна 15% от депозитных обязательств на первый рабочий день месяца. Сумма средств, подлежащих депонированию в СКВ рассчитывается банком на основе консолидированного баланса согласно приложению №3.

Минимальный размер уставного фонда

Минимальный размер уставного фонда устанавливается Правлением Национального Банка.

Минимальный размер уставного фонда в Республике Казахстан составляет 200 млн. тенге для депозитных банков и 300 млн. тенге для инвестиционных банков.

Максимальный размер риска на одного заемщика

Размер риска на одного заемщика, в том числе банка (Р), рассчитывается как совокупная задолженность одного заемщика банка по ссудам, факторингу и предоставленному финансовому лизингу плюс сумма забалансовых обязательств, выданных в отношении одного заемщика минус сумма обеспечения по обязательствам заемщика в виде наличных денежных средств, государственных ценных бумаг и гарантий Правительства Республики Казахстан.

Отношение размера риска на одного клиента по его обязательствам к собственному капиталу банка (k3 = Р/К) не должно превышать:

· для всех клиентов банка - 0,25,

· для лиц, связанных с банком особыми отношениями - 0,10

Сумма рисков по клиентам, связанным с банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капитала банка.

Максимальный размер инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы

k5 = И/К < 0,5

где И - инвестиции в основные средства;

К - собственный капитал банка

Значение этого норматива установлено довести:

· до 1 декабря 1997 года - £ 1,5;

· до 1 декабря 1998 года - £ 1,0.

2.3. Управление надежностью коммерческого банка

Система коэффициентов оценки финансового состояния коммерческого банка

Необходимость создания методики сравнительного анализа работы коммерческих банков объясняется дальнейшим развитием казахстанского рынка финансовых и, конкретно, банковских услуг. Разработка методики, ее открытое обсуждение и внедрение системы сбора и обработки данных призваны создать информационное поле, необходимое не только аналитическим группам самих банков, но и в первую очередь участниками рынка – акционерам и клиентам банков, поскольку “точная” информация о состоянии коммерческих банков, собираемая Национальным банком Республики Казахстан, сейчас является закрытой, а потребности в ее интегральной обработке и публикации Нацбанк пока еще не испытывает. (Западная цивилизация давно уже осознала эту необходимость, для примера можно обратиться в такие американские издания, как Federal Reserve Bulletin).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Проблемы нормативно-правового обеспечения фондового рынка Украины
При ответе на вопрос о нормативно-правовом обеспечении рынка ценных бумаг на Украине можно констатировать, что эта область является достаточно урегулированной. Подтверждением тому может служить значительное количество законов, имеющих целью регулирование украинского рынка ценных бумаг. Это законы & ...

Информационные потоки в системах расчетов с использованием пластиковых карт
Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы самообслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одной из наиболее важных в контексте разработки проекта является проблема выбора технологии обмена информацией как внутри банк ...

Перспективы развития карточных продуктов
На сегодня членами внутренней и международной платежной системы являются 87 украинских банков, которые осуществляют эмиссию и эквайринг платежных карточек. При этом около 30 банков выпускают карты МПС. Приват Банк является лидером отечественного рынка платежных карт. На сегодняшний день баком выпущ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru