В 2008 году необходимо было завершить работу над проектом изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленных на развитие системы надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Система надзора позволяет оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон предусматривает несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.
Необходимо на законодательном уровне обеспечить большую независимость служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать в своих штатных расписаниях должность ответственного за организацию управления рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. Для таких специалистов по управлению рисками внутри организации должны быть установлены соответствующие квалификационные требования. При этом в каждой организации – участнике финансового рынка будут разрабатываться соответствующие внутренние документы по управлению рисками, которые должны будут соответствовать устанавливаемым требованиям.
Также в надзорных целях необходимо предусмотреть возможность введения в организациях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации. В настоящее время институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов.
В 2008 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике.
В 2009 году предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, а также установить требование о ежедневном расчете капитала участниками финансового рынка. Также необходимо пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их и в то же время, учитывая необходимость сохранения участников финансового рынка с незначительным уровнем минимального капитала и ограниченным количеством совершаемых ими операций.
В долгосрочной перспективе в целях создания системы риск-ориентированного надзора представляется необходимым приблизить требования к определению достаточности капитала к международным стандартам. Предполагается развивать требования к достаточности капитала, отражающие риски, сделав в целом подход к расчету достаточности собственных средств более чувствительным к рискам, и способствующим сближению регулятивного и экономического капитала.
Для введения международно принятых требований к осуществлению расчета достаточности собственных средств возможно потребуется доработать систему бухгалтерского учета профессиональных участников рынка ценных бумаг таким образом, чтобы она позволяла получать все необходимые надзорные данные.
Предполагается внедрить передовые методики оценки рисков, используя международно-принятые модели, активно включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих, операционный риск.
При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций, присущих им рисков.
Также при внедрении системы риск - ориентированного надзора необходимо предусмотреть возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников рынка или их активов.
Информация по теме:
Коррупция в Центробанке России
Всемирный Банк обнародовал результаты двух исследований институциональных и административных реформ, осуществленных в России за последние годы. Выводы всемирных банкиров неутешительны: реформы толком не идут, качество госуправления падает, а коррупция, наоборот, процветает. Оба исследования Всемирн ...
Страховое дело в Советской России
Страховое дело формально существовало в так называемой Советской России. Однако сфера страхования была монополизирована единственным и неповторимым страховщиком - Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный ком ...
Информация о банке
Байкальский банк Сбербанка России обслуживает клиентов в Иркутской области, Забайкальском крае и республике Бурятии. Территория обслуживания составляет 1550 квадратных километров (10% общей площади Российской Федерации). По данным переписи 2002 года, здесь проживает 4 миллиона 964 тысячи человек. П ...