Значение денег в истории цивилизации: деньги в Древней Греции и Древнем Риме

Банковское дело » Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег » Значение денег в истории цивилизации: деньги в Древней Греции и Древнем Риме

Страница 1

Деньги являются экономическим благом в силу своей полезности: на них есть спрос, они удовлетворяют определенную потребность, а также подчиняются основополагающему экономическому принципу ограниченности и ценности [24, с.270].

Опишем историю денег и банков на примере Древнего мира. Свою монету в Древней Греции выпускали 1136 городов. Можно представить себе трудности финансового и торгового общения. Торговцам, и не только им, приехавшим в другой город, необходимо было обменивать свои монеты на монеты другого курса и вообще другой денежной системы. Деловым центром полиса была агора. Там и располагались менялы-трапезиты. Трапезит обозначает буквально "человек за столом". На афинской агоре конторы трапезитов занимали целый угол.

В Афинах IV века до н.э. было не менее 26 трапезитов, а по всей Греции известно 33 города, где были трапезы. Проверка монет была делом далеко непростым и требовала высокой квалификации. Нужно было знать содержание металла в монетах, курс разных монет и отдельных полисов, определять степень износа монет, предвидеть возможность перечеканки или вообще появления фальшивых. За обмен взимали определенную плату аплаге.

Накопив средства, трапезиты не стали их держать (хранить) в храме или банке, а предпочли давать клиентам кредиты сначала за свой счет, а затем и за счет вкладов других клиентов.

Отсутствие бюрократических запретов также сыграло свою положительную роль. Первое литературное упоминание о трапезах относится примерно к 520 году до н.э., но уже к концу века обменные трапезы стали по своим функциям банками, а бывшие менялы превратились в банкиров.

Кредитованием в Древней Греции занимались и до возникновения трапез. Это делали храмы. Сохранность денежных средств - вкладов и запасов - гарантировалась. Для этого существовала определенная система. Территория храмов и дороги к ним были священными и охранялись. Храмы были защищены поселениями союзов греческих племен - амфиктиониями ("владеющие землями вокруг храма"). Особенно известными были святилища в Эллиде, Дельфах, Коринфе, на острове Делос.

Благодаря раскопкам Делосского храма стала известна система хранения денежных средств. Она условно названа "экономикой горшков". Запасы были уложены в горшки в четыре ряда. Каждый ряд обозначался буквой от А до Ω. Дальнейшая нумерация получалась удвоением букв, например, АА, ААА и т.д. Конечно, можно было упростить задачу и вместо набора одинаковых букв в инвентарный номер ввести цифры, но цифры у греков обозначались также буквами алфавита, так что символы можно считать инвентарными номерами. На каждом горшке значилось: сумма вложения, источник и дата поступления. Общая сумма вкладов по ряду А должна была составлять 76278 драхм, а в целом резерв определяется в 100000 драхм.

Для хранения вкладов применялись не только глиняные горшки, но и контейнеры из металла, дерева, кости. Изображение на одной античной вазе позволяет предполагать наличие несгораемых сейфов. Употреблялись разного рода емкости из текстиля, кожи, плетеные.

Храмы-банки функционировали как государственные органы и являлись, по сути, государственным резервным фондом. Вклады в храмах были закрытыми и в обороте не использовались. Хотя храмы имели отделения в полисах и предоставляли долгосрочные кредиты под невысокие проценты, обеспечивали надежное хранение денежных средств, в Греции V-IV вв. до н.э. появились частные банки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Акционеры или пайщики
В принципе таковыми должны быть лица, оплатившие либо первоначальный взнос, либо сразу всю стоимость акций или пая, но вступившие в биржевое сообщество позднее учредителей. Акционеры становятся полноправными сособственниками имущества биржи как АО и пайщики, ТОО. Они также могут участвовать в управ ...

Банковский маркетинг
Основными условиями зарождения маркетинга, в том числе банковского, представляются: • появление рыночного хозяйства (экономики), как особой исторической формы товарного производства; • наличие в экономической системе общества коммерческого типа предпринимательства, в том числе банковского; • технич ...

Методы оценки кредитоспособности заемщика
На практике используются несколько методов оценки кредитоспособности: - метод финансовых коэффициентов; - анализ денежных потоков; - анализ на основе делового риска, методики Альмана, Чессера. Применяемые банками методы оценки кредитоспособности заемщиков различны, но все они содержат: - общую орга ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru