Оценка эффективности валютно-обменных операций

Банковское дело » Валютные операции коммерческого банка » Оценка эффективности валютно-обменных операций

Страница 4

Если в банке существует раздельная валютная позиция для операций с физическими лицами и корпоративными клиентами, то это дает возможность рассчитать и сравнить эффективность тех и других операций. Однако следует учитывать различные размеры маржи для различных подразделений клиентов: если в обменных пунктах валюты маржа может составлять 20 и более рублей (по отношению к доллару США), для корпоративных клиентов - до 20 рублей, то на межбанковском рынке она редко превышает 5 рублей.

Здесь предпочтительно исходить из суммы получаемой прибыли. Понятно, что объем покупаемой и продаваемой физическим лицом иностранной валюты практически не превышает эквивалента 5 - 10 тыс. долларов. Для основной массы корпоративных клиентов объемы не будут превышать эквивалента нескольких сот тысяч долларов США, а сделки на межбанковском рынке для крупных и средних банков начинаются в основном от 500 тыс. долларов и доходят до нескольких миллионов.

Вполне понятно, что трудозатраты на обслуживание этих трех категорий сделок совершенно различны, и ожидать одинаковой рентабельности не приходится. Поэтому возможно доход от каждого вида операций делить на количество совершенных сделок, в результате которых он был получен.

Что касается расчета эффективности каждой конкретной сделки, то далеко не во всех случаях это можно произвести. Все валютно-обменные сделки следует разделять на сделки, осуществляемые непосредственно с целью удовлетворения заявок клиентов, сделки по открытию валютных позиций, которые открываются в расчете на позитивное для банка изменение курса иностранной валюты, а также сделки, целью которых является приобретение или продажа иностранной валюты в целях недопущения нарушения экономических нормативов Национального банка Республики Беларусь и внутренних локальных актов банка.

Каждая сделка в банке осуществляется с целью получения дохода. Для сделок, осуществляемых непосредственно для удовлетворения заявок клиентов, эффект определить достаточно легко: в его качестве выступает финансовый результат от полученной курсовой разницы по операциям купли и продажи иностранной валюты.

Размер эффекта по другим конкретным сделкам оценить практически невозможно. Например, банк купил доллары США на внебиржевом рынке по курсу 2147 бел. руб., при том что курс Национального банка Республики Беларусь на дату покупки валюты составлял 2145 рублей. Был ли получен в результате этой сделки эффект? На первый взгляд, нет. Купленные доллары США банк конвертировал в российские рубли по курсу 26 рублей за доллар при кросс-курсе Национального банка 25,98. На следующий день банк продал российские рубли за евро по курсу 34,6 росс. руб. за евро при курсе Центрального банка Российской Федерации 34,62 рубля за евро, а купленные евро продал на внебиржевом рынке по курсу 2915 рублей при курсе Национального банка 2905 бел. руб. за евро. Как из всего произошедшего можно судить об эффективности работы банка?

Таким образом, должен быть принят во внимание совокупный эффект, образовавшийся в результате осуществления всей совокупности операций банка, поскольку отдельно взятая сделка (если только она не выполняется для удовлетворения спроса клиентов) не может корректно характеризовать эффективность работы служб банка, занимающихся валютно-обменными операциями.

Алгоритм расчета эффективности будет выглядеть следующим образом. Первое действие - определение средней величины остатка по счетам 6911 за анализируемый период. Если остаток пассивный, то мы говорим об использовании в обороте белорусских рублей за счет короткой валютной позиции. При активном остатке мы говорим об использовании в обороте иностранной валюты. В первом случае мы можем сравнивать рассчитанную далее эффективность валютно-обменных операций с эффективностью прочих активных операций в национальной валюте (включая кредитование), во втором случае - с эффективностью прочих активных операций в иностранной валюте (включая кредитование).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Зарождение потребительских кредитов
Историческим лидером на рынке потребительского кредитования остается Сбербанк. Главное его преимущество перед другими банками – низкие процентные ставки по ссудам, однако условия предоставления кредита весьма сложны. После этапа перестройки активное возрождение потребительского кредитования в нашей ...

Ипотечный кредит и его роль в экономике
Перед тем как перейти к явлению собственно ипотечного кредитования, стоит определить понятие ипотеки. Ипотека – это разновидность залога недвижимого имущества, служащего обеспечением исполнения основного (денежного) обязательства залогодателя перед залогодержателем[2]. Чаще всего ипотека использует ...

Пути совершенствования банковского кредитования промышленного сектора экономики
Банки, несмотря на кризис, последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в промышленный сектор экономики. Но это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru