Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес либо, будучи переложенными на заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован. В данном случае для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурсов вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.
Иногда бывает ситуация, когда малому бизнесу проще получить кредит через банковские услуги кредитования физических лиц и потребительского кредитования.
Главная причина этого — сложность и медленность оформления банками кредитов для юридических лиц. Можно выделить три критерия продукта для малого бизнеса: цена, простота оформления и скорость получения. Причем, чтобы они удовлетворялись в равных долях. Услуга банка, которая предоставляется в кратчайшие сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны клиента, имеет больший успех даже при высокой процентной ставке. Однако банки несут значительные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса, и вынуждены «замораживать» часть средств в фондах обязательного резервирования.
В первую очередь это результат отсутствия единых банковских информационных баз кредитоспособности клиентов, а также необеспеченность ссуд, предоставляемых малому бизнесу (согласно нормативным актам обеспечением ссуды является залог, который представители малого бизнеса часто не в состоянии предоставить, в то время как поручительство физического лица обеспечением не является и на суммы создаваемых банком резервов не влияет).
Проблемой в обеспечении кредита остается отсутствие или недостаточность стартового капитала предприятий малого бизнеса.
Сегодня востребованы такие ссудные операции как факторинг, вексельное кредитование. Такие операции позволяют значительно ускорить оборачиваемость средств в расчетах, дают возможность увеличивать оборотные средства. Данные механизмы начали активно использоваться региональными банками, необходимы они как для малого, так и для среднего бизнеса.
Таким образом, по развитию малого предпринимательства необходимо решить две тесно увязанные проблемы: развитие малого предпринимательства и увеличение числа коммерческих банков, кредитующих региональный бизнес. Необходимо создание в регионах эффективной банковской системы, которая способна выступать в качестве партнера малого бизнеса. Необходима также программа обучения персонала кредитных организаций по работе с малыми предприятиями. Только конкретные меры будут способствовать усилению роли банков в кредитовании малого бизнеса.
Информация по теме:
Страховой рынок и его структура
Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения беспер ...
Виды страхования предпринимательских рисков, практикуемые в современной
действительности
Страхование банков от электронных и компьютерных преступлений Объекты страхования Полис страхования от преступлений, совершаемых против банков и других финансовых институтов с использованием их компьютерных сетей и систем электронных расчетов, обычно является дополнительным к полису комплексного ст ...
Потребительский кредит с рассрочкой и без рассрочки платежа
Потребительский кредит - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п). В отличие от ...