Понятие и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса

Банковское дело » Кредитование малого бизнеса » Понятие и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса

Страница 1

Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности.

Одна из форм государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого бизнеса. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о Федеральном бюджете.

Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст.69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст.6 БК РФ, бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. При этом обеспечение должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий год.

Нормы о кредитовании малого бизнеса содержатся и в Законе №88-ФЗ. Однако там речь идет о льготном кредитовании. Согласно ст. 11 Закона №88-ФЗ кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого бизнеса. Но при этом источником финансирования являются бюджетные средства, которые должны быть направлены на поддержку определенных проектов.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно. Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий получают такую помощь.

Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируются их дешевизной.

Следующей формой бюджетного кредитования малого бизнеса является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом Кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст.66 первой части НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Обязательные виды страхования. Нормативно-правовое регулирование
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды обязательного страхования: · обязательное пенсионное страхование, регламентированное Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; · обязательное медицинское страховани ...

Коммерческий банк как профессиональный участник на рынке ценных бумаг
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или иным лицензирующим органом на основании генеральной, выданной Федеральной комиссией. Органы, выдавшие л ...

Анализ показателей достаточности капитала ОАО «Северная Казна»
В рамках комплексного системного анализа финансово-экономических результатов деятельности банка проводится анализ достаточности капитала кредитной организации, направленный на оценку адекватности размера собственных средств (капитала) банка и их прироста темпами развития бизнеса, выявление степени ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru