Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Банковское дело » Коммерческие банки в экономике России: состояние и перспективы » Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Страница 1

В экономической литературе суще­ствует широкое и узкое толкование банковского рынка. Банковский рынок в широком смысле слова - это любой ры­нок с участием банков. Следовательно, этот подход приводит к отождествлению банковского рынка и рынка в целом, так как трудно найти рынок, на котором бан­ки не представлены тем или иным обра­зом. Узкое толкование банковского рын­ка предполагает его определение как со­вокупности рынков сбыта банковских ус­луг. Основными критериями для структу­рирования банковского рынка выступают объект купли-продажи (товар); субъекты банковского рынка; целевые группы по­требителей; пространственный признак.

Итак, для того чтобы рассмотреть взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами необходимо определить особенности конкурентного взаимодействия на рынке банковских услуг.

Специфика конкурентных отношений на рынке банковских услуг связана, прежде всего, с тем, что банки как субъекты конкурентных отношений имеют ряд особенностей.

Во-первых, банк является предприя­тием сферы услуг и посреднической орга­низацией. Основным объектом посредни­чества выступает особый товар – временное право пользования дополнительными денежными средствами, ценой которого является процент.

Во-вторых, коммерческие банки явля­ются элементами системы государственно­го управления. Выполняя определенные общественные функции, имеющие важное значение для экономической системы страны, банки практически во всех стра­нах подвержены большему регулированию и контролю со стороны государства, чем другие коммерческие институты, и менее свободны в своей рыночной деятельности.

В-третьих, банки являются многопро­фильными многоотраслевыми предприятиями, осуществляющими деятельность на многих рынках: на финансовом рын­ке, на рынке банковских услуг, на рынке труда, на рынке оборудования, на инфор­мационном, рекламном и многих других рынках.

В-четвертых, банки осуществляют прибыльную деятельность не только пу­тем продажи своих продуктов (оказания услуг клиентам), но и совершая операции на финансовых рынках от своего имени и за свой счет.

Наконец, в-пятых, банки по роду сво­ей деятельности вступают в конкуренцию не только с другими банками, но и со мно­гими другими группами рыночных субъектов. Рассмотренные особенности банка позволяют говорить о множествен­ной, или плюралистической, природе банка, ведь банк - это и финансовая орга­низация, и сервисное предприятие, и торгово-посредническое предприятие, и орган управления, и коммерческий ин­ститут, и оператор финансового рынка /15/.

Рассмотрим взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами на примере страховых компаний.

Взаимодействие банковского и страхового секторов в условиях сегодняшней российской действительно­сти представляет собой интереснейший феномен. С одной стороны, и банки, и страховые компании яв­ляются финансовыми институтами (финансовыми посредниками) и, следовательно:

- имеют общие целевые группы потребителей услуг (например, население, делающее выбор между на­копительными (процентными) страховыми полиса­ми и банковскими вкладами (либо покупкой бан­ковских ценных бумаг);

- имеют общий рынок размещения свободных средств (активные операции банков и размещение страховых резервов страховыми компаниями).

В этом контексте банки и страховые организации являются конкурирующими институтами, причем конкуренция банковского и страхового секторов на рынке привлечения (борьба за вкладчика) и на рын­ке размещения характерна не только для России, но и для промышленно развитых стран Запада. Так, в Великобритании более половины объема сделок на рынке ценных бумаг приходится на страховые ком­пании и негосударственные пенсионные фонды.

Что касается конкуренции на рынке размеще­ния финансовых ресурсов с учетом роста сделок реального страхования, пред­полагающих долгосрочное размещение средств и повышение доли инвестиционного дохода в финан­совых результатах страховщиков, наблюдается так­же, пусть и не очень масштабная, но вполне отчет­ливая тенденция конкуренции крупных банков и страховых компаний на рынке привлечения. Так, полисы накопительного личного страхования явля­ются конкурирующим финансовым инструментом по отношению к срочным вкладам, векселям и об­лигациям коммерческих банков.

Таким образом, если коммерческие банки и стра­ховые компании являются конкурентами одновре­менно и на рынке привлечения капитала, и на рынке размещения, то, казалось бы, взаимодействие между ними невозможно, за исключением форм, попадаю­щих под антимонопольное законодательство (кар­тельные соглашения и пр.). Заметим, однако, что банки и страховые организации хотя и являются фи­нансовыми институтами, но различными финансо­выми институтами, по определению занимающимися различными видами хозяйственной деятельности. Иначе говоря, целевые рынки банковского и страхо­вого секторов хотя и пересекаются по определенным сегментам (целевым группам потребителей услуг, от­дельным видам размещения), но в общем являются разными. Макроэкономическая логика такова, что, одновременно с конфликтными, банки и страховые компании имеют общие интересы. Как мы покажем далее, взаимодействие коммерческих банков и стра­ховых компаний в бизнесе обычно фокусируется на трех основных направлениях:

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru