Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Банковское дело » Коммерческие банки в экономике России: состояние и перспективы » Взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами

Страница 1

В экономической литературе суще­ствует широкое и узкое толкование банковского рынка. Банковский рынок в широком смысле слова - это любой ры­нок с участием банков. Следовательно, этот подход приводит к отождествлению банковского рынка и рынка в целом, так как трудно найти рынок, на котором бан­ки не представлены тем или иным обра­зом. Узкое толкование банковского рын­ка предполагает его определение как со­вокупности рынков сбыта банковских ус­луг. Основными критериями для структу­рирования банковского рынка выступают объект купли-продажи (товар); субъекты банковского рынка; целевые группы по­требителей; пространственный признак.

Итак, для того чтобы рассмотреть взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами необходимо определить особенности конкурентного взаимодействия на рынке банковских услуг.

Специфика конкурентных отношений на рынке банковских услуг связана, прежде всего, с тем, что банки как субъекты конкурентных отношений имеют ряд особенностей.

Во-первых, банк является предприя­тием сферы услуг и посреднической орга­низацией. Основным объектом посредни­чества выступает особый товар – временное право пользования дополнительными денежными средствами, ценой которого является процент.

Во-вторых, коммерческие банки явля­ются элементами системы государственно­го управления. Выполняя определенные общественные функции, имеющие важное значение для экономической системы страны, банки практически во всех стра­нах подвержены большему регулированию и контролю со стороны государства, чем другие коммерческие институты, и менее свободны в своей рыночной деятельности.

В-третьих, банки являются многопро­фильными многоотраслевыми предприятиями, осуществляющими деятельность на многих рынках: на финансовом рын­ке, на рынке банковских услуг, на рынке труда, на рынке оборудования, на инфор­мационном, рекламном и многих других рынках.

В-четвертых, банки осуществляют прибыльную деятельность не только пу­тем продажи своих продуктов (оказания услуг клиентам), но и совершая операции на финансовых рынках от своего имени и за свой счет.

Наконец, в-пятых, банки по роду сво­ей деятельности вступают в конкуренцию не только с другими банками, но и со мно­гими другими группами рыночных субъектов. Рассмотренные особенности банка позволяют говорить о множествен­ной, или плюралистической, природе банка, ведь банк - это и финансовая орга­низация, и сервисное предприятие, и торгово-посредническое предприятие, и орган управления, и коммерческий ин­ститут, и оператор финансового рынка /15/.

Рассмотрим взаимодействие коммерческих банков с экономическими субъектами на примере страховых компаний.

Взаимодействие банковского и страхового секторов в условиях сегодняшней российской действительно­сти представляет собой интереснейший феномен. С одной стороны, и банки, и страховые компании яв­ляются финансовыми институтами (финансовыми посредниками) и, следовательно:

- имеют общие целевые группы потребителей услуг (например, население, делающее выбор между на­копительными (процентными) страховыми полиса­ми и банковскими вкладами (либо покупкой бан­ковских ценных бумаг);

- имеют общий рынок размещения свободных средств (активные операции банков и размещение страховых резервов страховыми компаниями).

В этом контексте банки и страховые организации являются конкурирующими институтами, причем конкуренция банковского и страхового секторов на рынке привлечения (борьба за вкладчика) и на рын­ке размещения характерна не только для России, но и для промышленно развитых стран Запада. Так, в Великобритании более половины объема сделок на рынке ценных бумаг приходится на страховые ком­пании и негосударственные пенсионные фонды.

Что касается конкуренции на рынке размеще­ния финансовых ресурсов с учетом роста сделок реального страхования, пред­полагающих долгосрочное размещение средств и повышение доли инвестиционного дохода в финан­совых результатах страховщиков, наблюдается так­же, пусть и не очень масштабная, но вполне отчет­ливая тенденция конкуренции крупных банков и страховых компаний на рынке привлечения. Так, полисы накопительного личного страхования явля­ются конкурирующим финансовым инструментом по отношению к срочным вкладам, векселям и об­лигациям коммерческих банков.

Таким образом, если коммерческие банки и стра­ховые компании являются конкурентами одновре­менно и на рынке привлечения капитала, и на рынке размещения, то, казалось бы, взаимодействие между ними невозможно, за исключением форм, попадаю­щих под антимонопольное законодательство (кар­тельные соглашения и пр.). Заметим, однако, что банки и страховые организации хотя и являются фи­нансовыми институтами, но различными финансо­выми институтами, по определению занимающимися различными видами хозяйственной деятельности. Иначе говоря, целевые рынки банковского и страхо­вого секторов хотя и пересекаются по определенным сегментам (целевым группам потребителей услуг, от­дельным видам размещения), но в общем являются разными. Макроэкономическая логика такова, что, одновременно с конфликтными, банки и страховые компании имеют общие интересы. Как мы покажем далее, взаимодействие коммерческих банков и стра­ховых компаний в бизнесе обычно фокусируется на трех основных направлениях:

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Коммерческий банк как непрофессиональный участник рынка ценных бумаг
1) Эмиссионные операции банка Коммерческие банки проводят эмиссию ценных бумаг для достижения следующих целей: - привлечение средств для формирования или увеличения уставного капитала банка соответственно требованиям ЦБ РФ; - создание механизма формирования рыночных цен на акции и облигации банка; ...

Организационно-экономическая характеристика ОСБ
Сберегательный банк Российской Федерации является кредитной организацией. Учредителем Сберегательного банка является Центральный банк Российской Федерации. Сбербанк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, иными нормативно-правов ...

Перспективы развития страхования
Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Так, общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза; в 2001 ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru