В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
С 2013 года в силу вступает новый закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, в соответствии с которым экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Исходя из того, что организации при формировании учетной политики руководствуются законодательством РФ и нормативными актами о бухгалтерском учете, необходимо определить документы, регулирующие его. К ним относятся:
- федеральные законы и другие законодательные акты (указы президента, постановления правительства);
- положения по бухгалтерскому учету;
- методические указания по ведению учета (план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению);
- рабочие документы в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации, совокупность которых формирует ее учетную политику.
Под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) и иной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.[1]
В соответствии с ПБУ 1/2008 учетная политика должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, т.е. к учету принимаются те доходы, которые уже получены, но в то же время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);
- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из размеров организации и масштабов ее деятельности (требование рациональности).
Учетная политика коммерческого банка разрабатывается для:
- конкретизации порядка использования допустимых нормативными актами способов ведения бухгалтерского учета;
- придания нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения бухгалтерского учета;
- установления механизмов реализации способов бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.
Банк разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основываясь на утвержденных Центробанком плане счетов и правилах учета, других его нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина.
Учетная политика включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций (кроме форм, предусмотренных нормативными актами Банка России, и форм, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации);
- порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ, в том числе нормативным актам Банка России;
Информация по теме:
Проблемы
и перспективы развития потребительского кредитования в России
Потребительское кредитование в России долгое время являлось одним из наиболее активно развивающихся направлений банковского ритейла – розничной торговли банковскими продуктами, работа с массовым клиентом. Сегодня рынок банковского ритейла переходит на новый качественный этап развития. В период осво ...
Перспективы развития страхования
Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Так, общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза; в 2001 ...
Страхование туристов от несчастного случая
Добровольное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, на время поездки (полета) проводится страховыми компаниями, имеющими лицензию. Получаемый на руки договор является осно ...