Рис. 1. Схема обработки магнитной карты.[7, c.116]
1 – оплата покупки; 2 – запрос о платежеспособности клиента; 3 – проверка платежеспособности клиента; 4 – подтверждение платежеспособности клиента; 5- передача торговых чеков; 6 – расчеты банка – эквайра с предприятием торговли; 7 – 8 – расчеты между банками; 9 – расчеты клиента с банком – эмитентом.
Электронные карты обращаются несколько иначе (рис. 2). На карточке присутствует информация о состоянии счета клиента, т.е. в месте покупки известна та сумма денег, которой располагает клиент. Электронная карточка обрабатывается в режиме off – line (без связи с банковским компьютером). Карточка вставляется в специальное устройство (POS – терминал), клиент вводит PIN – код, а продавец – сумму покупки. Терминал в считанные секунды проверяет подлинность и покупательную силу карточки. Если средств достаточно, то выполняются операции по списанию средств со счета клиента (карта дебетуется) на счет продавца (терминал кредитуется). Средства на счет продавца перечисляется во время сеанса связи с банком (возможно в конце рабочего дня). Но в этой схеме заложена возможность сбора информации с терминалов не только с помощью специальных технологических электронных карт или других носителей информации. В принципе эту информацию можно передать и с курьером. Узким местом в такой схеме является обновление информации о «стоп – листах», в которых фиксируются карточки, утерянные или запрещенные к приему по другому причинам. Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требует постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках.
С точки зрения клиента недостатками подобной схемы заключается в следующем:
· увеличение срока между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных;
· на сумму, прописанную на карточке, проценты не начисляются;
· держатель не имеет доступа ко всей сумме, хранящейся на счете;
· невозможно оперативно заблокировать карточку.
При выборе технологий всегда следует учитывать специфику конкретных условий и тот факт, что обе технологии имеют свои области применения.
|
|
|
|
POS - терминал |
Банк - эквайр |
![]()
![]()
![]()
![]()
|
|
Рис. 2. Схема обработки электронной карты.[7, c.119]
1 – ввод PIN – кода и суммы покупки; 2 – идентификация и проверка платежеспособности карточки; 3 - списание суммы покупки с карточки; 4 - информация о проведенных операциях; 5 – обновление «черного списка»; 6 – передача реестра операций; 7 – расчеты между банками; 8 – расчеты банка – эмитента с предприятием торговли; 9 – расчеты банка – эмитента с клиентом.
Развитие цивилизации неумолимо идет вперед – кроме привычной для всех нас наличности, в обиход стремительно вошли новые «электронные деньги». И конечно, любого человека который собирается ехать в путешествие, волнует вопросы: каким платежным средством воспользоваться – наличными, чеком или платежной картой?
Информация по теме:
Определение ипотеки
Понятие «ипотека» достаточно неоднозначно. Ипотека – это одна из форм имущественного обеспечения обязательства должника, при которой недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за с ...
История ипотеки
Термин "ипотека" впервые появился в Греции в конце VII - начале VI веков до н. э. Появлению его послужило то обстоятельство, что в 621 году до н. э. правитель Драконт ввел порядок, согласно которому посягательства на частную собственность сурово карались. Возможно, несправедливо, но позже ...
Организация банковского регулирования, надзора и
контроля
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков. Контролирование деятельности банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соот ...