Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физических лиц

Банковское дело » Кредитование физических лиц » Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физических лиц

Страница 2

Несмотря на то, что развитие потребительского кредитования в России развивается, в начале 2005 г. кредиты населению составляли в РФ лишь 3,7% от ВВП, тогда как в государствах Восточной Европы — 13–15%, а в странах с наиболее развитым рынком — свыше 50% (приложение 10). Абсолютными лидерами по объему кредитов на душу населения являются самые мощные в экономическом отношении страны миры.

Объем кредитов на душу населения в самых развитых государствах достигает $25–30 тыс. (приложение 10). Объем кредитов, приходящийся на одного человека, в России примерно на 25% ниже, чем в Турции, и в 5–7 раз уступает аналогичному показателю в Польше, Венгрии и являются самые мощные в экономическом отношении страны миры. Объем кредитов на душу населения в самых развитых государствах достигает $25–30 тыс. (приложение 10). Объем кредитов, приходящийся на одного человека, в России примерно на 25% ниже, чем в Турции, и в 5–7 раз уступает аналогичному показателю в Польше, Венгрии и Чехии, тогда как объем ВВП на душу населения в России всего лишь в 1,1–1,7 раза ниже, чем в этих восточноевропейских странах.

Таким образом, анализ относительных размеров рынка потребительского кредитования за рубежом показывает, что перед растущим российским рынком открыты широкие горизонты. Кроме того, уровень потребления в России по сравнению с теми же странами Восточной Европы продолжает оставаться на более низкой отметке. Так, по оценкам специалистов, объем продаж новых автомобилей на 1000 чел. населения по итогам 2007 года не превышал в России 9 штук, тогда как в Чехии на каждую тысячу жителей было продано примерно 13 новых автомашин. В стоимостном выражении эта разница гораздо выше в силу того, что по цене российские автомобили несколько уступают западным, а доля продаж отечественных моделей в количественном выражении, напротив, примерно в два раза превышает долю иностранных автомобилей. Относительно низкий уровень потребления в России на фоне все еще невысоких показателей обеспеченности населения торговыми площадями и слабой развитости розничной торговли в регионах будет являться еще одной предпосылкой к значительному росту объемов кредитования населения в ближайшие годы. Долгосрочность тенденций, сформировавшихся на рынке потребительского кредитования, прежде всего в части увеличения его объемов, подтверждает тот факт, что в числе первых на этот рынок пришли зарубежные игроки. Четко понимая всю привлекательность сферы кредитования физических лиц, обладая громадным опытом, наработанным во многих странах мира, дочерние структуры зарубежных банков начали активно развивать в России операции по кредитованию населения, пытаясь уже на начальном этапе занять на этом рынке ведущие позиции. Обладая рядом неоспоримых преимуществ перед российскими банками благодаря наличию апробированных технологий работы с физическими лицами, продуманных маркетинговых и рекламных стратегий продвижения продуктов и услуг, сильным брендом, некоторые иностранные банки, например австрийский Raiffeisenbank и чешский Home Credit and Finance Bank, начавшие заниматься потребительским кредитованием в России несколько лет назад, достаточно быстро смогли стать одними из лидеров этого сегмента кредитного рынка. Сейчас в число основных участников пытаются войти уже намного более крупные игроки — такие глобальные компании, как Citibank, Socieўteў Geўneўrale, GE Consumer Finance.

Еще одной отличительной чертой рынка потребительского кредитования станут опережающие темпы роста кредитования населения по сравнению с темпами роста выдачи кредитов юридическим лицам.

В настоящее время суммарная доля кредитов, выданных банковской системой населению, юридическим лицам и другим хозяйствующим субъектам, находится на близком к предельному значению уровне, по достижению которого могут возникнуть сложности с общей ликвидностью банковской системы и как следствие с возможностью исполнения банками своих обязательств. В этой связи мы считаем, что в целом суммарный объем ссудной задолженности будет увеличиваться с ростом активов банковской системы, однако в самой структуре кредитного рынка произойдет существенное перераспределение долей в пользу кредитов населению. Фактором, способствующим опережению темпов роста кредитования физических лиц по сравнению с ростом кредитования юридических лиц, может также оказаться расширение возможностей организаций по заимствованию средств путем выпуска долговых ценных бумаг, размещения акций на российском и мировом рынках капиталов. Особо следует сказать о возможностях, предоставляемых внешним и внутренним облигационными рынками. Так, на конец сентября объем корпоративных облигаций нефинансовых корпораций составил около 307 млрд. руб., а объем рынка корпоративных небанковских еврооблигаций - 573 млрд. руб. Таким образом, нефинансовые компании России привлекли на рынке долгового финансирования средства в общей сумме примерно на 880 млрд. руб. Можно прогнозировать, что в дальнейшем компании будут все чаще прибегать к альтернативным источникам заимствования, в результате чего доля кредитов юридическим лицам в общем объеме ссудной задолженности может сократиться.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Цели, задачи и направления кредитной политики современных банков
Банки играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения. Наряду с этим они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов. Банк также является и кредитным учреждением, которое может од ...

Казахстанская фондовая биржа как саморегулируемая организация
В Республике Казахстан на сегодняшний день имеется лишь одна фондовая биржа – Казахстанская фондовая биржа, являющаяся членом Евроазиатской федерации фондовых бирж (FEAS) и корреспондентским членом Международной федерации фондовых бирж (FJBV). Организация работы фондовой биржи, биржевой торговли, н ...

Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь»
В 2007 году банк «Русь» продолжил дальнейшее развитие потребительского кредитования населения. Банком предлагались следующие виды потребительских кредитов: - кредит на неотложные нужды; - кредит на приобретение товаров, работ и услуг; - автокредитование; - ипотечное кредитование; - кредит на неотло ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru