Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.
В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.
Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.
В официальных документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Важным элементом механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых обязательств.
В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов [8, стр. 47]:
• депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
• средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
• средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
• кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
• депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
• депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;
• депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);
• депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
• остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т. д.;
• выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
• остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).
Одним из элементов системы резервирования является ставка (норма) резервирования.
Данный элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.
Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширять денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.
Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.
В то же время ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.
Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ ориентирована на поддержание наиболее оптимальной структуры денежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.
Информация по теме:
Регистрация и лицензирование кредитных организаций
Порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков регламентирован Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящее время действующим законодательством и Банк ...
Наука банковского права и ее
место в системе юридических наук
Наука банковского права изучает правовое регулирование банковских отношений. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место занимает наука о банковском праве в системе российского правоведения. Ответ на этот вопрос позволяет понять сущность и роль науки банковского права в изучении правового ре ...
Механизмы функционирования исламских банков
Запрет использование рибы, согласно истории ислама, более 1400 лет назад Аллах передал народу через пророка Мухаммада. За это время хозяйственная и финансовая практика, безусловно, претерпела существенные изменения, но исламский мир, противясь вестернизации, создал уникальные формы финансовых инсти ...