Центральный банк России и его денежно-кредитная политика

Банковское дело » Теоретические аспекты построения банковской системы РФ » Центральный банк России и его денежно-кредитная политика

Страница 3

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.

В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Важным элементом механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых обязательств.

В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов [8, стр. 47]:

• депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

• средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

• средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

• кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;

• депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

• депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;

• депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);

• депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

• остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т. д.;

• выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

• остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Одним из элементов системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширять денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ ориентирована на поддержание наиболее оптимальной структуры денежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Инфляция в Республике Казахстан
Инфляция в годовом выражении с 2001 по 2004 год оставалась на относительно стабильном уровне в пределах 6-7%, Однако, начиная с 2002 года, наметилось усиление инфляционных процессов в экономике Казахстана. По итогам 2005 года инфляция сложилась на уровне 7,6% Фактический уровень инфляции в Казахста ...

Виды и классификации банковского кредитования
Кредиты, предоставляемые банками, можно классифицировать по разным признакам. Только комплексный подход к выделению видов банковского кредита позволяет полнее охарактеризовать кредитные операции коммерческих банков. По срокам пользования банковские кредиты делятся на: - краткосрочные (до 1 года); - ...

Основные виды государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собс ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru