Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Банковское дело » Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Страница 2

разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:

стабильность системы органов;

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;

соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).

Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.

Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:

регистрацию соискателя на территории РФ;

наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;

выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;

выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Практика оценки кредитоспособности заемщика в ОАО «Алемар»
Коммерческий банк «Алемар» (Открытое акционерное общество) создан 17 июня 1993 г. Генеральная лицензия ЦБ РФ №2384. Важнейшее направление деятельности Банка – работа с корпоративными клиентами. Банк предлагает свои услуги предприятиям и организациям независимо от их типа, формы собственности, отрас ...

Анализ финансового состояния
Анализ активов произведенный на основании данных сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Приложение 11) В активе баланса на протяжении последних трех четырех лет (2003, 2004, 2005 и 2006 г. г) наибольший удельный вес имеют кредиты (более 50% валюты баланса). До конца 2005 г. ...

История становления страховых взносов
Замена единого социального налога на страховые взносы во внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования (территориальный и федеральный) одно из самых значимых событий текущего года. Но по сути же, вернулись к той практике, что была д ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru