Такая динамика позволяет сделать вывод о том, что в отношении населения к страхованию наступил качественный перелом. Поэтому в дальнейшем (разумеется, при условии сохранения положительной динамики уровня жизни) можно ожидать сохранения высоких темпов роста страхового рынка.
Основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на потребительское поведение - это его уровень дохода. Некоторое самостоятельное значение имеют возраст, пол потребителя, а также география проживания потребителя, однако их значение несравнимо с влиянием уровня жизни. Для устранения влияния зависимости уровня дохода от возраста и пола потребителей (например, молодые мужчины чаще оказываются на высокодоходных должностных позициях, чем пожилые женщины) из всех потребителей выделена имущественная группа с примерно одинаковым доходом в 200-300 долларов в месяц на члена семьи.
Как видно, зависимость числа используемых видов страхования от уровня дохода является наиболее сильной. При решении маркетинговых задач прочими зависимостями можно пренебречь в силу их слабости или использовать их как дополнительные.
Сбыт страховых услуг во многом определяется отношением потребителей к страхованию. Оно заметно различается в зависимости от уровня дохода и возраста респондентов.
В низкодоходной группе очень велико число тех, кто не сумел определиться с отношением к страхованию. С ростом доходов растет понимание необходимости страховаться как элемента современного стиля жизни. Увеличивается число тех, кто считает страхование способом защиты от неприятностей и выгодным вложением денег. Однако очень большая разница между двумя этими оценками показывает, что россияне, даже с высоким уровнем доходов, пока не считают страхование экономически выгодным. Это и понятно: при убыточности страхования имущества за счет средств населения на уровне 39,5% (поданным за 2002 год) страхователи получают назад менее половины средств, выплаченных компании. На сегодня основным мотивом приобретения страхования остается поиск психологической уверенности, защита от страха. А эмоции, лишенные экономической основы, даже при всем значении психологии для мотивации потребителей, не могут вызвать большого интереса к страховым услугам. Ситуация может измениться с ростом убыточности страховых операций – при убыточности операций в пределах 80-90% разница в премии и выплатах может рассматриваться потребителями как плата за срочное предоставление средств на восстановление имущества. А при убыточности более 100% страхование вообще превращается в инвестиционную услугу, сочетающую получение дохода и экстренное предоставление средств на ликвидацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлекательным для потребителей.[22]
Большое значение на денный момент и имеющий перспективу быстрого развития имеет Интернет рынок страховых услуг, а именно, имущественного страхования, который за последние 5 лет развития прошёл стадии развития «от нуля» до нескольких процентов в структуре страхового рынка.
Таблица 3.2
Способы приобретения страховых услуг, % по видам страхования
|
Обратил- ся в офис страховой компании |
К предста- вителю страховщика в банке/авто- салоне |
Купил через Интер- нет |
Обратил- ся к стра- ховому агенту |
Ко мне обратил- ся стра- ховой агент |
Страховку для меня приобрёл работода- тель |
Другое | |
|
Страхование автотранспорта |
47,1 |
13,3 |
1,1 |
13,6 |
15,8 |
0,9 |
8,1 |
|
Страхование недвижимого имущества |
34,7 |
1,0 |
0,7 |
10,3 |
46,0 |
0,3 |
6,8 |
Информация по теме:
Сущность, виды и особенности финансовых рисков
Риск – степень определенности или неопределенности, связанная с получением ожидаемых в будущем доходов. Финансовые риски – это риски потери и получения дохода, обусловленные действием как макроэкономических (экзогенных), так и внутрифирменных (эндогенных) факторов и условий. Риски возникают в связи ...
Практика оценки кредитоспособности заемщика в ОАО «Алемар»
Коммерческий банк «Алемар» (Открытое акционерное общество) создан 17 июня 1993 г. Генеральная лицензия ЦБ РФ №2384. Важнейшее направление деятельности Банка – работа с корпоративными клиентами. Банк предлагает свои услуги предприятиям и организациям независимо от их типа, формы собственности, отрас ...
Прогнозы развития рынка
кредитование банковский ссудный бизнес Поскольку всё второе полугодие 2012 года большинство банков весьма сдержанно кредитовали МСБ, размер кредитного портфеля существенно понизился, что в сочетании с увеличением стоимости ресурсов привело к существенному снижению доходности банковской системы. В с ...