Проблемы нормативно-правового обеспечения фондового рынка Украины

Банковское дело » Фондовый рынок Украины » Проблемы нормативно-правового обеспечения фондового рынка Украины

Страница 1

При ответе на вопрос о нормативно-правовом обеспечении рынка ценных бумаг на Украине можно констатировать, что эта область является достаточно урегулированной. Подтверждением тому может служить значительное количество законов, имеющих целью регулирование украинского рынка ценных бумаг. Это законы "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных обществах" (в части, касающейся акционерных обществ), "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине", "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине". Кроме этого некоторые важные нормы содержатся в целом ряде Указов Президента и нескольких постановлениях Кабинета Министров. Нельзя также не упомянуть приличного количества нормативных актов, выданных Государственной Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (далее по тексту – ГК ЦБФР).

Отечественный фондовый рынок доказал, что может существовать и функционировать по правилам, содержащимся в действующих нормативных актах. Однако законодательная база Украины по фондовому рынку, по моему мнению, все же нуждается в основательном пересмотре. На это указывает хотя бы тот факт, что в коридорах Кабмина и Верховного Совета уже не один год блуждают проекты Законов "О ценных бумагах и фондовом рынке", "Об акционерных обществах", "О производных ценных бумагах" и др. Однако принятие этих законов – дело будущего. Нашей же целью является критический анализ существующей нормативной базы, регулирующей рынок ценных бумаг. Здесь наблюдается ряд проблем.

Несмотря на количество нормативных актов, касающихся фондового рынка, качество его правового регулирования далеко от совершенства. Сначала рассмотрим законодательные акты. Все вышеперечисленные законы, содержащие нормы о рынке ценных бумаг, можно условно разделить на две группы – старые и новые. Понятно, что Законы "О хозяйственных обществах" и "О ценных бумагах и фондовой бирже" однозначно являются устаревшими, но нельзя не отметить высокое качество изложения в них нормативного материала, которое в совокупности с небольшими по объему поправками и изменениями, время от времени вносящимися в них, дает возможность этим законам регулировать на должном уровне отношения, возникающие и сегодня. Однако беда этих законов в том, что они устарели не фрагментарно, а концептуально, поэтому единственно верным путем является принятие их в новой редакции.

Совсем другого недостает законам, принятым позже, в частности законам "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине" и "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине". Юридическая техника этих законов невысока, что затрудняет применение их на практике. Они оставляют впечатление недосказанности и фрагментарности. Указанные законы характеризуются детальной проработкой второстепенных моментов и поверхностным регулированием вопросов исключительной важности. Например, регулированию всех вопросов, касающихся порядка перехода права собственности на акции, Закон Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине" отводит одну статью, состоящую из пяти частей. А такой основополагающий нормативный акт, как Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине", состоящий из 18 статей, при детальном рассмотрении содержит всего несколько полностью сформулированных правовых норм. В то же время большая его часть напоминает конспект лекции на тему "Принципы государственного контроля за рынком ценных бумаг". Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Так, статья 2 Закона называется "Цель государственного регулирования рынка ценных бумаг" (перечисляются десять целей); статья 3 - "Формы государственного регулирования рынка ценных бумаг" (состоит из тринадцати коротких тезисов); в статье 7 коротко перечисляется шесть задач деятельности ГКЦБФР, а затем, после фразы "ГКЦБФР в соответствии с возложенными на нее задачами…" перечисляются двадцать три позиции, которые, однако, нельзя принять за ее полномочия, поскольку в следующей статье с названием "Полномочия ГКЦБФР" приведен список из двадцати одного полномочия. На фоне этого сиротливо смотрится урегулирование одной статьей статуса саморегулирующихся организаций. Кроме того, вызывает сомнение, что закон о регулировании рынка ценных бумаг должен сводиться только к регламентации деятельности государственного органа, тем более что полномочия ГКЦБФР вполне приемлемо прописаны в "Положении О ГКЦБФР", утвержденном Указом Президента.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Проблемы формирования резервов на возможные потери по ссудам российскими банками, и возможные пути их решения
Объем просроченной кредитной задолженности и невозвращенных долгов - так называемых "плохих" кредитов, на сегодняшний день составляет около 10% суммарного кредитного портфеля российских банков. Это порядка 2 трлн. рублей, включая просроченную задолженность, а также реструктуризированные и ...

Анализ и оценка структуры собственных и привлеченных средств банка
Теоретически для получения максимального дохода необходимо направлять возможно максимальную сумму средств в операции, имеющие наибольшую доходность на практике, однако, следует учитывать целый ряд ограничений, связанных с формированием структуры активов банка. Во-первых, не все привлеченные банком ...

Методика определения планового размера кредита и его обеспеченности
Методы, или техника, кредитования в наибольшей степени определяются характером кредитуемого объекта, в качестве которого выступают ценности и затраты. При накоплении и последующем снижении запасов и затрат используется кредитование по остатку. В этом случае выдача и погашение ссуды связаны с измене ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru