Особая роль в страховании внешнеэкономической деятельности принадлежит страхованию валютных рисков. С этим видом риска сталкиваются предприятия и предприниматели, получившие возможность выхода на внешний рынок.
Собственно валютный риск есть риск, связанный с изменением валютного курса в период между подписанием контракта и платежом по нему. Он делится по своему экономическому содержанию на риск убытков и риск упущенной выгоды.
Риск упущенной выгоды заключается в возможности получения худших результатов при выборе решения – страховать или не страховать валютный риск, т.е. умение править управлять риском.
Страхование валютных рисков необходимо, прежде всего, для возмещения следующих возможных потерь:
- затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе от нее зарубежного импортера по каким-либо причинам;
- убытков от неплатежа за поставленные товары и оказанные услуги в случае ухудшения финансового положения, банкротства иностранного партнера или вследствие политических событий в соответствующей стране;
- убытков от изменения курса валюты платежа за период от заключения контракта до его исполнения.
Валютные риски обычно управляются в банках и крупных компаниях различными методами1.
Первым шагом к управлению валютными рисками внутри структуры банка является установление лимитов на валютные операции. Так, например, очень распространены следующие виды лимитов:
· лимиты на иностранные государства (устанавливается максимально возможные суммы для операций в течение дня с клиентами и контрпартнерами в сумме из каждой конкретной страны)
· лимиты на операции с контрпартнерами и клиентами (устанавливается максимально возможная сумма для операций на каждого контрпартнера, клиента или виды клиентов)
· лимит инструментария (установление ограничений по используемым инструментам и валютам с определением списка возможных к торговле валют и инструментов торговли)
· установление лимитов на каждый день и каждого дилера (обычно устанавливается размер максимально возможной открытой позиции по торгуемым иностранным валютам, возможный для переноса на следующий рабочий день для каждого конкретного дилера и каждого конкретного инструмента)
· лимит убытков (устанавливается максимально возможный размер убытков, после достижения, которого все открытые позиции должны быть закрыты с убытками). В некоторых банках такой лимит устанавливается на каждый рабочий день или отдельный период (обычно один месяц), в некоторых банках он подразделяется на отдельные виды инструментов, а в некоторых банках может также устанавливаться на отдельных дилеров.
Кроме лимитов в мировой практике применяются следующие методы снижения валютных рисков:
- взаимный зачет покупки-продажи валюты по активу и пассиву, так называемый метод «мэтчинг», где с помощью вычета поступления валюты из величины ее оттока банк имеет возможность оказывать влияние на их размер и соответственно на свои риски;
- использование метода «неттинга», который заключается в максимальном сокращении количества валютных сделок с помощью их укрупнения. Для этой цели банки создают подразделения, которые координируют поступления заявок на покупку-продажу иностранной валюты;
- приобретение дополнительной информации путем приобретения информационных продуктов специализированных фирм в режиме реального времени отображающих движение валютных курсов и последнюю информацию;
- тщательное изучение и анализ валютных рынков на ежедневной основе.
Ну и конечно, для ограничения валютных рисков применяется хеджирование.
Сущность основных методов хеджирования (англ. heag - ограждать) сводится к тому, чтобы осуществить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное изменение курса, либо компенсировать убытки от подобного изменения за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении.
Связь банка с хеджированием проявляется двояким образом, так как, с одной стороны, банк, как и любая коммерческая компания, может применять вышеописанные методы страхования валютных рисков в повседневной практике своей финансовой деятельности по управлению собственными валютными ресурсами, с другой стороны, хеджирование во многих случаях является той услугой, которую банки предлагают своим клиентам. Этими услугами могут быть гарантийные операции и валютные оговорки.
Информация по теме:
Нормативное регулирование потребительского кредитования
Потребительский кредит - новое явление в экономической и правовой жизни России. Поэтому деятельность банков, особенно в сфере потребительского кредитования, являющейся неотъемлемой частью экономики любого развитого государства, требует надлежащей нормативно-правовой регламентации. В настоящее время ...
Роль банков в кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Банк – это финансово-кредитный институт, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, организациям, гражданам и другим банкам. Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляют в кредит, размещают, ...
Организация, структура и функции
расчетно-кассового центра в современных условиях
До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему меж филиальных оборотов (далее МФО). Система МФО, которая была введена в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота стра ...