Цель и сумма кредита

Страница 1

Первый вопрос, который интересует банк: “Для чего берется кредит? ”

Цель кредита служит важным индикатором степени риска, связанного с выдачей кредита. Банк, например, избегает выдачи кредита для спекулятивных операций, так как погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных законом сделок и, следовательно, несет высокий риск. При выдаче кредита фирме банк учитывает частоту банкротства в данной отрасли и, естественно, проявляет осторожность в отношении предприятий, действующих в нестабильных отраслях.

Выдавая кредит предприятию, банк должен убедиться, что кредит берется для выполнения целей, предусмотренных уставом фирмы.

Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью кредита стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступлением средств и платежами, то наиболее подходящей формой кредита является овердрафт. Финансирование капитальных затрат требует других форм кредитования, например, срочной ссуды и т.д. Характерной особенностью организации системы краткосрочного кредитования коммерческих банков является ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд и в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества как единый критерий для всех банковских учреждений. На практике это означает, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, соответствующим действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя.

Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов. Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой для себя. Есть мнение, что именно такой подход лежал в основе появления так называемого “японского чуда” и позволил занять японской и германской экономике ведущее место в структуре мирохозяйственных связей. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данные характеристики находят в числе заявок на отдельные виды товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д.

Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующей на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний. Только при ориентации на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством, торговлей продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И только при этом сочетаются интересы хозяйства в целом и банков, как самостоятельных хозрасчетных предприятий, в условиях коммерческого банковского дела, что служит гарантией возврата предоставленных средств, обеспечивает будущую платежеспособность клиента, получение устойчивой банковской прибыли.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Обязательства банка
Обязательства банка подразделяются на три основные группы: депозиты, займы и прочие обязательства. На долю обязательств приходится до 90 % общей суммы пассивов банка. К пассивным кредитным операциям прежде всего относят депозитные операции. Депозит (лат. depositium – вещь, отданная на хранение) – в ...

Анализ итогов реализации концепции развития рынка ценных бумаг в 2006-2008 г
По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных т ...

Предложения по улучшению организации кредитования населения в Стромынском отделении Сбербанка России
С учетом результатов исследования, реализованного в рамках предыдущей главы, автором был сформирован следующий перечень мероприятий, направленных на оптимальное повышение эффективности процесса потребительского кредитования в Стромынском отделении Сбербанка России (рис. 12). Таким образом, общий пл ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru