Цель и сумма кредита

Страница 1

Первый вопрос, который интересует банк: “Для чего берется кредит? ”

Цель кредита служит важным индикатором степени риска, связанного с выдачей кредита. Банк, например, избегает выдачи кредита для спекулятивных операций, так как погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных законом сделок и, следовательно, несет высокий риск. При выдаче кредита фирме банк учитывает частоту банкротства в данной отрасли и, естественно, проявляет осторожность в отношении предприятий, действующих в нестабильных отраслях.

Выдавая кредит предприятию, банк должен убедиться, что кредит берется для выполнения целей, предусмотренных уставом фирмы.

Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью кредита стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступлением средств и платежами, то наиболее подходящей формой кредита является овердрафт. Финансирование капитальных затрат требует других форм кредитования, например, срочной ссуды и т.д. Характерной особенностью организации системы краткосрочного кредитования коммерческих банков является ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд и в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества как единый критерий для всех банковских учреждений. На практике это означает, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, соответствующим действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя.

Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов. Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой для себя. Есть мнение, что именно такой подход лежал в основе появления так называемого “японского чуда” и позволил занять японской и германской экономике ведущее место в структуре мирохозяйственных связей. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данные характеристики находят в числе заявок на отдельные виды товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д.

Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующей на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний. Только при ориентации на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством, торговлей продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И только при этом сочетаются интересы хозяйства в целом и банков, как самостоятельных хозрасчетных предприятий, в условиях коммерческого банковского дела, что служит гарантией возврата предоставленных средств, обеспечивает будущую платежеспособность клиента, получение устойчивой банковской прибыли.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Виды и формы лизинга
Современный лизинг характеризуется значительным разнообразием видов, которые представлены в его формах и используются при моделировании соглашений о лизинговом обслуживании. Лизинговые сделки классифицируются по различным признакам. 1. Состав участников: - прямой лизинг (англ. direct leasing), при ...

Кредитование физических лиц на примере Автокредитования
Мечты об автомобиле, даже самые смелые, легко сбываются при помощи автокредита. Автомобили в кредит — услуга, которой пользуются сегодня десятки тысяч граждан по всей России. Автокредит – это современная и удобная услуга для клиентов, предоставляющая возможность приобрести автомобиль, который Вам н ...

Объекты и субъекты лизинга
Объектом лизинга может быть любой вид материальных ценностей, если, во-первых, он используется для предпринимательских целей; во-вторых, не уничтожается в производственном процессе. В соответствии с этими критериями объектами лизинга могут выступать элементы основных фондов. Оборотные фонды, которы ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru