Кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. О распространенности подобной формы кредитования свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время свыше 60% ссуд, выдаваемых резидентам США на приобретение автомобиля, представляют собой косвенный кредит.
Прямое и косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения имеют свои преимущества и недостатки. Первое, что выгодно отличает прямое банковское кредитование от косвенного — это простота организации кредитного процесса, которая позволяет точно оценить объект кредитования, выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Все это, несомненно, положительно сказывается на организации кредитных отношений банка с заемщиком.
С другой стороны, к негативным факторам, с точки зрения банка, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят несколько более высокий уровень риска, чем при косвенном банковском кредитовании. Чем обусловлен подобный вывод?
Во-первых, тем, что в России современная практика кредитования индивидуальных заемщиков имеет ряд сложностей:
анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводится далеко не всеми коммерческими банками;
методики анализа кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;
наличие обеспечения по ссуде нередко носит формальный характер.
Во-вторых, негативное воздействие макроэкономической ситуации также сказывается на организации кредитования частных клиентов банка./
Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить влияние рисков (кредитных, процентных, валютных, рыночных и проч.), поскольку ссуды, предоставляемые, например, юридическим лицам, позволяют с большей степенью достоверности и реальности определить кредитоспособность заемщика (юридического лица), возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды. Для клиента же важно не только то, что он получает ссуду в момент возникновения в ней потребности (в торговой организации при покупке товаров длительного пользования), но и отсутствие необходимости обращения в банк с просьбой о ее выдаче и т. д,
Основные виды предоставляемых ссуд — долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные ссуды в основном носят инвестиционный характер и связаны с удовлетворением потребностей населения в жилищном строительстве и хозяйственном обзаведении.
Наибольшую популярность на сегодняшний момент завоевали краткосрочные ссуды на покупку товаров длительного пользования (бытовая техника, мебель) и услуг, долгосрочные ссуды (например, так называемое автокредитование) и ипотечное кредитование (кредиты на покупку жилья).
Процесс кредитования населения включает несколько этапов. В начале кредитный работник ведет переговоры с клиентом с целью выяснения следующих характеристик:
кредитоспособность клиента в юридическом смысле, т. е. правомерность заключения им кредитного договора;
кредитоспособность клиента с экономической точки зрения: наличие доходов, имущества, необходимых для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрении возврата долга, уплаты процентов;
способ обеспечения кредита.
Анализ кредитоспособности клиента предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной банком ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного возврата ссуды, Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуды, определения вероятности ее своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.
Информация по теме:
Методологический подход к формированию учетной политики банка
С точки зрения методики учетная политика банка включает внутренние (рабочие) положения по учету банковских и хозяйственных операций, периодичность признания финансовых результатов и метод признания доходов и расходов. Очень важно отразить моменты, влияющие на финансовые результаты и налогооблагаему ...
Характеристика Сбербанка России
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации . Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 июня 2010 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основног ...
Методы управления активами
Таким образом коммерческие банки должны распределять привлеченные средства в различные виды активных операций не снижая прибыльность и ликвидность. При этом коммерческие банки могут руководствоваться тремя методами размещения средств Метод общего фонда средств. Схематически этот метод представлен н ...