Риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц

Банковское дело » Кредитование физических лиц » Риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц

Страница 4

В рамках рисков кредитной услуги можно выделить стратегический риск, операционный риск, риск потери деловой репутации, правовой риск, риски видов кредитных услуг. При этом к сигнальным показателям, свидетельствующим о возникновении стратегического риска, следует отнести увеличение числа расхождений между плановыми и фактическими показателями стратегического плана банка по кредитованию физических лиц; операционного риска – увеличение количества сбоев в работе программного обеспечения, рост величины убытков, связанных с несоответствием программного обеспечения характеру и масштабам деятельности банка, возрастание потерь кредитной организации от мошеннических действий со стороны персонала.

Появление риска потери деловой репутации сопровождается увеличением жалоб со стороны заемщиков относительно некачественного или неквалифицированного обслуживания в кредитной организации, возрастанием числа негативных отзывов в СМИ о качестве кредитных услуг банка; правового риска – увеличением количества выявленных нарушений и полученных в результате этого убытков по несоблюдению законодательства РФ и внутренних нормативных документов банка в части кредитования физических лиц, возрастанием количества несоответствий внутренних документов банка законодательству РФ.

О возникновении рисков в разрезе отдельных видов кредитных услуг свидетельствует увеличение количества непогашенных ссуд в рамках каждого из видов кредитных услуг.

Для оценки степени риска по портфелю однородных кредитов, предоставленных физическим лицам, предлагается использовать следующие показатели:

- доля несвоевременно оплаченных кредитов;

- максимальный размер кредита на одного заемщика (в процентном отношении к общей совокупности включенных в портфель ссуд).

Применение указанных показателей позволяет определить фактическую величину риска по портфелю кредитов в разрезе кредитных услуг и регионов кредитования, а также вероятность ее изменения в зависимости от степени диверсификации портфеля ссуд.

На основе данных критериев разработана методика оценки степени риска по портфелю однородных ссуд (приложение 1).

Предложенная методика кандидата экономических наук Романова Владимира Валерьевича,

апробирована на фактических данных одного из средних московских банков и позволила выявить зоны риска в кредитной деятельности данного коммерческого банка.

Оценку индивидуального риска ссудной операции предлагается осуществлять на основе соотношения степени риска заемщика и риска кредитной услуги с последующей корректировкой на степень операционного риска.

Под риском заемщика понимается возможность и желание физического лица своевременно и в полном объеме погасить сумму основного долга и проценты по предоставленной ссуде. В основе оценки данного вида риска лежит анализ кредитоспособности частных лиц.

Следует отметить, что использование широкого спектра разрозненных критериев при оценке кредитоспособности физического лица является для банка достаточно трудоемким и не позволяет выявить наиболее важные для принятия решения негативные или позитивные аспекты. А распространенная на практике ориентация, в первую очередь, на платежеспособность заемщика не учитывает его «желание» выплатить ссуду. В этой связи предлагается выделять три основных блока критериев:

1. социально-личностный портрет заемщика,

2. доходы для погашения ссуды,

3. наличие возможностей для оперативной связи с клиентом.

Оценка кредитоспособности частного лица должна строиться на оценке соответствия заемщика стандартам банка по каждому из блоков критериев.

Под риском кредитной услуги понимается вероятность того, что кредитная услуга, которой планирует воспользоваться заемщик, будет состоять из элементов с высоким значением риска и /или того, что взаимодействие элементов кредитной услуги приведет к увеличению риска. На основе предложенных ранее факторов риска кредитного продукта разработана шкала балльной оценки риска кредитных услуг. Она предполагает балльную оценку риска в зависимости от цели кредитования, размера и срока кредита, способа предоставления ссуды, вида обеспечения, величины вложения собственных средств заемщика, наличия посредника - торговой организации. Например, шкала оценки риска кредитной услуги по цели кредитования может иметь следующий вид (таблица 1.1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Проблемы развития саморегулируемых организаций Казахстана
В развитых странах система саморегулирования формировалась веками и в настоящее время является одной из основ организации общества. В большинстве развитых стран, саморегулирумые организации (СРО) действуют практически во всех областях общественной жизни, и, особенно в бизнесе. Профессиональные ассо ...

История возникновения потребительского кредита
Понятие потребительского, или личного кредита существовало еще в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность ...

Конфликтные ситуации и способы их разрешения при кредитовании населения
Кредитные операции довольно многообразны и сложны, в связи с чем при их осуществлении у банков возникают многочисленные ошибки, которые можно сгруппировать по отдельным направлениям кредитной работы: 1) нарушения в организации кредитной работы; 2) ошибки в оформлении кредитных договоров и залоговых ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru