В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств на рынке ценных бумаг российскими предприятиями ФСФР России создала нормативную базу для эмиссии выпусков биржевых облигаций. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закреплены Федеральным законом от 27.07.2006 № 138-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». За последние годы важной тенденцией на рынке ценных бумаг стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом от 26.01.2007 № 5-ФЗ « О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.
Также в соответствии со Стратегией Федеральным законом от 27.07.2006 № 141-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно ФСФР России были разработаны необходимые нормативные правовые акты, регулирующие процедуру эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием.
В целях обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними были разработаны изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.
В 2006-2008 годах были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков (так называемое IPO). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.
В указанный период ФСФР России были также разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс поглощений и вытеснений в акционерных обществах. В то же время накопленная правоприменительная практика показывает, что соответствующая законодательная база нуждается в пересмотре, в том числе в части функций и полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Так, действующие нормы законодательства не позволяют ФСФР России в должной мере обеспечивать защиту прав и законных интересов акционеров в ходе поглощений и вытеснений.
В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.
В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи саморегулируемым организациям отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – СРО) участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование.
Информация по теме:
Роль Центрального банка Российской Федерации
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации, его права и обязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Банк России является юриди ...
Характеристика
валютного рынка в Республике Беларусь
Валютный рынок - это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого ...
История становления и формирования правовой базы рынка ценных бумаг
Украины
Рассмотрев общие основы функционирования рынка ценных бумаг перейдём к изучению конкретно украинского фондового рынка и начнём с истории его формирования. Даже краткий ретроспективный обзор становления рынка ценных бумаг Украины позволяет выделить несколько основных этапов его развития. 1. Первый э ...