Онтогенетический анализ истории и причин появления денег

Банковское дело » Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег » Онтогенетический анализ истории и причин появления денег

Страница 1

В настоящее время теория онтогенеза разработана лишь применительно к золоту. Содержание онтогенетического объяснения превращения золота в деньги основывается на следующих мировоззренческих положениях: деньги возникли стихийно в процессе естественно-исторического развития товарного хозяйства; научный анализ процесса исходит из готовых результатов эволюции; исходный пункт объяснения – двойственность товара, его двоякая ценность: как полезного блага и как предмета обмена на другой товар.

Причины появления денег протекает в противоречии, заложенном в товаре, противоречии между его потребительной стоимостью и стоимостью:

· как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, имеют различную полезность;

· как стоимость товары однородны и качественно соизмеримы. Вследствие того в процессе обмена происходит сопоставление и приравнивание самых экзотических вещей [8, с.14].

Внутренние противоречия товара проявляются вне его товарного тела, в процессе обмена. Пока товар не вынесен на рынок, его нельзя оценить. Единственно возможное условие измерения его цены состоит в том, чтобы его сопоставить с другими товарами. Этот способ выражения затрат, связанных с производством товара, называется меновой стоимостью.

Последовательное развитие меновой стоимости товара приводит к развертыванию внутренних противоречий товара вовне, возникновению внешних противоположностей, разделению товарного мира на два полюса и противостоянию товаров и денег. Показать превращение золота в деньги при онтогенетическом анализе – значит проследить развитие выражения стоимости, проявляющегося в цене товара, от простейшего образа, едва заметного в прямом обмене одного товара на другой, вплоть до самой денежной формы.

В ходе логических объяснений выделяется четыре логических этапа анализа эволюции товарно-денежных отношений при переходе к денежному обращению.

Первый этап онтогенетического анализа – отношения купли-продажи одного товара на другой товар предстают первой и самой элементарной формой выражения стоимости. Она определяется как простая, единичная форма стоимости.

Однако единичная форма стоимости совсем не так проста, как кажется. В ней кроется сущность последующих форм стоимости, в том числе и конечной, самой развитой, денежной формы. Простая форма стоимости включает два полюса товарного обмена. На одном полюсе находится товар, который ищет выражения своей стоимости, на другом – товар, который служит ему материалом для выражения своей стоимости. Первый товар играет активную роль, второй – пассивную.

Оба полюса выражения стоимости – относительная и эквивалентная формы – обязательно предполагают друг друга. Но вместе с тем они исключают друг друга: один и тот же товар не может в пределах данного менового отношения выступать и в качестве относительной формы стоимости, и в роли эквивалентной формы. Следовательно, два полюса выражения стоимости представляют собой единство противоположностей.

Выражение стоимости одного товара путем приравнивания его к другому, качественно отличающемуся от него, обусловливает возможность изменения пропорций обмена, поскольку издержки на их создание могут варьироваться. Так, на динамику соотношения способны повлиять изменения в условиях производства как сахара, так и масла.

Особенно важным в теории онтогенеза является уяснение смысла понятия "эквивалент", поскольку данная дефиниция непосредственно включается в определение денег. Отметим, что значение эквивалента в социальной теории эволюции денег аналогично понятию "валентность" химического элемента.

Товар, играющий по отношению к другому товару роль эквивалента, обретает ряд особенностей вследствие специфической роли в обмене. Товар-эквивалент обладает потребительной стоимостью, реализуемой в потреблении и обусловленной его полезностью для других товаропроизводителей. Но пока он предстает эквивалентом, его назначение состоит в том, чтобы способствовать обмену, служить общим зеркалом, в которое смотрятся другие товары. Как полезный товар сахар может быть потреблен. Как товар-эквивалент он используется для того, чтобы масло узнало свою цену, но при этом сахар никогда не выразит свою цену в ином количестве сахара.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Виды и классификации банковского кредитования
Кредиты, предоставляемые банками, можно классифицировать по разным признакам. Только комплексный подход к выделению видов банковского кредита позволяет полнее охарактеризовать кредитные операции коммерческих банков. По срокам пользования банковские кредиты делятся на: - краткосрочные (до 1 года); - ...

Банковский маркетинг
Основными условиями зарождения маркетинга, в том числе банковского, представляются: • появление рыночного хозяйства (экономики), как особой исторической формы товарного производства; • наличие в экономической системе общества коммерческого типа предпринимательства, в том числе банковского; • технич ...

Роль эмиссии
Роль эмиссии в экономике любого государства, с тех пор как возникли деньги, весьма противоречива Она влияет на укрепление и ослабление экономики, повышение доходов государственных бюджетов и покрытие их дефицитов, изменение покупательной способности и валютных курсов национальных валют. В этой связ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru