Организация, структура и функции расчетно-кассового центра в современных условиях

Банковское дело » Учет операций в расчетно-кассовом центре » Организация, структура и функции расчетно-кассового центра в современных условиях

Страница 1

До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему меж филиальных оборотов (далее МФО). Система МФО, которая была введена в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.

МФО имели место при перечислении банковскими учреждениями средств по поручениям своих клиентов получателям, счета которых находились в иногородних филиалах. Основная часть МФО была связана с совершением безналичных расчетов хозорганов по поставкам товаров и оказании услуг, кассовому исполнению государственного бюджета, формированию и использованию внебюджетных средств, эмиссионно-кассовым операциям банков.

Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования, т.е. порядок применения расчетов по МФО в силу его надежности был распространен на учреждения всех государственных специализированных банков.

С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков.

Предполагалось обеспечить экономическую самостоятельность банков, повысить их реальную заинтересованность и ответственность за конечные результаты деятельности. Однако выполнить указанную задачу не удалось, что во многом было связано с механизмом межбанковских расчетов, обусловившим внеплановое перераспределение денежных средств между банками в процессе межфилиальных оборотов.

Назрела необходимость дальнейших преобразований банковской системы, которые позволяли бы задействовать современные методы денежно-кредитного регулирования народного хозяйства.

В стране начала создаваться двухуровневая организационная структура:

1 уровень – Центральный Банк Российской Федерации (Банк России);

2 уровень – коммерческие банки.

Необходимость установления банками прямых корреспондентских отношений объясняются совершенно конкретными, жизненными обстоятельствами, их желаниями обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей.

Первые коммерческие банки были вынуждены отказаться от работы через систему межфилиальных оборотов, и стали работать через систему корреспондентских отношений – открывать корреспондентские счета в РКЦ. Но с увеличением количества коммерческих банков резко возрос объем операций, которые должны обслуживать расчетно-кассовые центры. РКЦ технически к этому были не готовы. В результате возникли задержки платежей, снизился контроль за их происхождением, стали появляться фальшивые авизо.

Первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих корреспондентских отношений явился платежный кризис:

- катастрофическое замедление расчетов через РКЦ, как внутри России, так и – со странами ближнего зарубежья;

- крайняя усложненность возникавшей системы расчетов.

Ни один банк физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Поэтому, практичнее и эффективнее использовать два взаимодополняющих варианта организации корреспондентских отношений. Не отказываясь в необходимых случаях от работы через РКЦ Центрального Банка, заинтересованные коммерческие банки должны открывать друг другу корреспондентские счета и через них проводить свои операции в регионах, где располагаются их корреспонденты. В итоге такая система будет вдвойне надежнее.

Уже в 1993 году целый ряд банков имел чрезвычайно мощные корреспондентские сети, позволяющие им в предельно сжатые сроки, в том числе в режиме реального времени, проводить любые расчетные операции.

Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ РФ, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

В стране создана широкая сеть РКЦ – свыше 1300, деятельность которых, находится в стадии становления. Они функционируют в крупных городах, где есть вычислительные центры, а также в небольших городах и районных центрах.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Кредитоспособность заемщика. Кредитный договор
Кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. О распространенности подобной формы кредитования свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время свыше 60% ссуд, выдаваемых резидентам США на приобретение автомобиля, представл ...

Выводы и предложения
В работе была рассмотрена важность осуществляемых Банком вкладных и депозитных операций. И было выделено, что одной из многочисленных проблем, стоящих перед банками в настоящее время является проблема усовершенствования механизма привлечения денежных средств клиентов. Что возможно повышением привле ...

Банк и его организационная структура. Законодательная основа
Банк был создан в соответствии с решением Общего Собрания акционеров от 23.04.1993 г. с наименованием Акционерный коммерческий банк «БИН» (акционерное общество открытого типа) и зарегистрирован в Центральном Банке Российской Федерации 1 ноября 1993 г. (Лицензия №2562). В соответствии с решением Общ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru