Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом

Банковское дело » Кредитование малого бизнеса » Основные проблемы кредитования банками малого бизнеса в России и за рубежом

Страница 1

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.

Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Но не так все гладко в развитии малого бизнеса.

Доля кредитов малому бизнесу по отношению к ВВП, по данным Ассоциации российских банков, составляет в России 1%, в то время как в странах Евросоюза – 30%.

Важной проблемой на сегодняшний день является современные проблемы кредитования малого бизнеса России.

Многолетняя проблема малых предприятий — отсутствие доступа к кредитным ресурсам — продолжает оставаться чрезвычайно острой.

Доступ к финансовым ресурсам имеют лишь 13-15 тыс. из 880 тыс. малых предприятий - таковы результаты исследования экспертного совета при Комитете по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ.

Существует несколько источников, из которых мелкие компании черпают заемные средства:

- частные кредиторы (мелким предпринимателям, у которых отсутствует опыт работы с банком, проще обратиться к знакомым и родственникам);

- венчурные фонды;

- кредитные потребительские кооперативы;

- бюджетные кредиты, выдаваемые региональными фондами поддержки малого предпринимательства;

- кредитные организации.

Поскольку механизм прямого бюджетного кредитования доказал свою неэффективность, система перенацеливается на иные формы поддержки малого бизнеса. Что касается венчурных фондов — это и вовсе отдельный сюжет. Для институтов микрокредитования еще не создана нормативная база.

Таким образом, пока основным источником заемных средств, для малого бизнеса в крупных городах являются кредитные организации. На данный момент доля малых и средних предприятий в общем объеме банковского кредитования составляет только 5-10%.

Прежде всего, банкиров отталкивает непрозрачная и недостоверная отчетность, а также отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов отчетности.

В настоящее время банкирам непонятно, как малый бизнес будет возвращать полученные деньги. Большинство малых предприятий не показывают официально всю свою бухгалтерию. По этой причине банки запрашивают максимум бумаг, часто требуя показать "реальную" бухгалтерию, что не реально для малого бизнеса в связи неадекватности налогового законодательства к нему.

Следующее препятствие — отсутствие у малых предприятий ликвидных активов (недвижимость, акции, векселя и т.д.), которые можно рассматривать в качестве обеспечения. У малого бизнеса, кроме товара в обороте, ничего нет, но даже товары в обороте не могут решить проблему залога, поскольку такой залог банки берут не всегда. А те, что берут (например, Сбербанк) устанавливают высокий дисконт в 50-60%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Достаточность собственного капитала
Проблема определения достаточности капитала банка на протяжении длительного времени является предметом научного исследования и споров между банками и регулирующими органами. Банки предпочитают обходиться минимумом капитала, чтобы поднять показатели прибыльности и роста активов; банковские контролер ...

Потребность коммерческого банка в ликвидных средствах
Термин “ликвидность” (от лат. Liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства. Понятие ЛИКВИДНОСТЬ коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих до ...

Роль эмиссии
Роль эмиссии в экономике любого государства, с тех пор как возникли деньги, весьма противоречива Она влияет на укрепление и ослабление экономики, повышение доходов государственных бюджетов и покрытие их дефицитов, изменение покупательной способности и валютных курсов национальных валют. В этой связ ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru