Пути совершенствования банковского кредитования промышленного сектора экономики

Банковское дело » Кредитование химических предприятий в РФ » Пути совершенствования банковского кредитования промышленного сектора экономики

Страница 1

Банки, несмотря на кризис, последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в промышленный сектор экономики. Но это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска. Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РФ положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.

Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

Нужна поправка в Налоговый кодекс, освобождающая банки и акционеров от налога на прибыль, если она направляется на увеличение уставного капитала банка. Заслуживает изучения вопрос о введении льготных ставок налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики. Повысить уровень капитализации российских коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

В сложившейся модели российского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными участниками (эмитенты, инвесторы, представители инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Еще один источник повышения капитализации российских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на Федеральное казначейство и региональные казначейства субъектов Федерации. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части. К сожалению, практика нецелевого использования рядом коммерческих банков бюджетных средств, а также банкротства многих из них дискредитировали идею привлечения кредитных организаций к обслуживанию бюджетных счетов. В то же время накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и задачу эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Банк России нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществления различного рода государственных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.

Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Теория перемещения
Теория перемещения (shiftability theory) основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не погашаются в срок, переданные в обеспечение ссуды товароматериальные ценности (например, рыноч ...

Кредитный процесс в коммерческом банке
Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов. Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других – их недостаток. Это создаёт возможность возникновения креди ...

Страхование, как один из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны
На протяжении всего исторического пути развития человеческое общество в каждой сфере своей деятельности сталкивается с разногласиями между природой и человеком, а также между отдельными субъектами общественных отношений. Эти разногласия предопределяют появление неблагоприятных событий - рисков, сре ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru