Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Банковское дело » Формирование и развитие рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации » Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Страница 1

Как правило, результаты исследования теории и практики регулирования современного мирового финансового рынка позволяют выявить существенные тенденции и закономерности для определения стратегии развития национального рынка ценных бумаг. К одной из важнейших закономерностей, которую высветил мировой финансовый кризис, следует отнести неэффективность механизма регулирования российского рынка, проявившуюся в падении биржевых индексов до 70%, огромном количестве дефолтов по долговым обязательствам, повлекшим за собой банкротства российских компаний, массовом уходе с рынка частных инвесторов и т.д. Эти факты свидетельствуют о том, что российский финансовый рынок испытывает потребность в разработке новой модели его регулирования, адекватной национальным потребностям, способной повысить его конкурентоспособность и обеспечить возможность интеграции с регулирующей системой мирового финансового рынка.

Причины низкой результативности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг кроются не только в бюрократических методах его осуществления, наличии многочисленных, в том числе административных, барьеров для привлечения инвестиций и внедрения инноваций и т.п., но и в характере квазирыночной структуры, сложившейся в российской экономике и блокирующей конкурентные отношения в этой сфере.

В отличие от рыночных механизмов квазирынок всегда является продуктом сознательного институционального проектирования государственной властью конкурентного механизма, в котором значимое место занимают общественные (бюджетные, некоммерческие) институты, а спрос на услуги общественного сектора обеспечивается посредством бюджетного финансирования либо иных административно – властных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.

Ряд ученых выделяют в качестве основы классификации всего множества национальных хозяйств две формы интеграции экономического процесса: обмен и редистрибуцию.

Отнесение российской экономики к редистрибутивному типу позволяет выделить в качестве базовых хозяйственных институтов, как совокупности определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленных внешними условиями выживания социума, отношения собственности и способ хозяйственной координации.

Базовым институтом, регулирующим воспроизводство редистрибутивных экономик, является институт общей собственности, т.е. владельцем основных ресурсов и средств производства признается – явно или латентно – общество в целом. Это предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми членами общества по устанавливаемым каждый раз правилам и не подразумевает границ между ними в правах собственности, как это характерно при господстве института частной собственности. Это приводит к спорным финансовым решениям по распоряжению общей собственностью, особенно в случаях, когда отсутствует контроль со стороны общества.

Редистрибуция означает движение материальных ценностей и услуг в рамках общей, единой собственности, что объективно требует согласования хозяйственных трансакций. Закон экономии трансакционных издержек приводит к тому, что согласование сосредоточивается в одном органе, который начинает выполнять функции Центра.

Анализ особенностей редистрибутивных форм экономической интеграции субъектов финансового рынка как системообразующего институционального фактора национальной специфики хозяйственной эволюции России весьма важен в контексте глобализации финансовых рынков, которая естественным образом требует глобализации регулирования и надзора. Выделяют два уровня, на которых должны внедряться элементы регулирования: это собственно уровень всего мира и уровень отдельных региональных объединений стран, отличающийся повышенной степенью интеграции национальных экономик и национальных финансовых рынков.

Сейчас необходимо адаптировать национальную систему регулирования финансового рынка для взаимодействия с системой регулирования других стран для обеспечения свободного перемещения капитала. Эта необходимость обусловлена тем, что институциональная среда традиционной для России перераспределительной системы привела к деформации импортированных рыночных институтов, в частности. В сфере финансовых рынков.

Анализ отечественной хозяйственной системы в контексте выделенных базовых институтов указывает на специфику государственного регулирования российского рынка ценных бумаг, заключающуюся:

- в отсутствии целостной Концепции эволюции рыночных институтов;

- в отсутствии политики в области защиты прав частной собственности;

- в отсутствии механизмов привлечения национального инвестора на рынок ценных бумаг. Отсутствие Концепции эволюции рыночных институтов в наибольшей степени характеризует направление реформирования рынка ценных бумаг, отличающееся непоследовательностью и импульсивностью действий государственных органов власти. Об этом свидетельствуют такие факты, как: обсуждение проблемы создания в России Центрального депозитария на основе рекомендации международной организации Группа 30 (G30 / ISSA Recommendations: 1998/1999).Данная рекомендация касалась вопросов дематериализации и иммобилизации (сохранения документарных ценных бумаг с одновременным переводом их в бездокументарную форму) ценных бумаг. Несмотря на то, что на отечественном рынке именные ценные бумаги изначально выпускались как бездокументарные инструменты, а, следовательно, необходимость в центральном депозитарии, как механизме дематериализации и иммобилизации ценных бумаг, отсутствовала, вопрос создания этого института обсуждается до настоящего времени;

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Современное состояние страхования ответственности в Республике Беларусь
Состояние страхового рынка напрямую зависит от уровня развития экономики. Чем стабильнее работают предприятия — тем выше доходы населения. А значит — больше средств направляется на приобретение страховых продуктов. Лишь в этом случае можно говорить о росте рынка, где они предлагаются . В целом клие ...

Функции биржи
1. Организация рынка сырья с помощью биржевого механизма: § - прежде всего биржа обеспечивает спрос на сырье, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи - биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, чт ...

Казахстанская ассоциация реестродержателей и ее деятельность
Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 года № 483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской Ассоциации Реестродержателей (далее КАРД), которая была создана регистраторами во 2 квартале 1998 года в целях координации деятельности и выр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru