Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Банковское дело » Формирование и развитие рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации » Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Страница 1

Как правило, результаты исследования теории и практики регулирования современного мирового финансового рынка позволяют выявить существенные тенденции и закономерности для определения стратегии развития национального рынка ценных бумаг. К одной из важнейших закономерностей, которую высветил мировой финансовый кризис, следует отнести неэффективность механизма регулирования российского рынка, проявившуюся в падении биржевых индексов до 70%, огромном количестве дефолтов по долговым обязательствам, повлекшим за собой банкротства российских компаний, массовом уходе с рынка частных инвесторов и т.д. Эти факты свидетельствуют о том, что российский финансовый рынок испытывает потребность в разработке новой модели его регулирования, адекватной национальным потребностям, способной повысить его конкурентоспособность и обеспечить возможность интеграции с регулирующей системой мирового финансового рынка.

Причины низкой результативности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг кроются не только в бюрократических методах его осуществления, наличии многочисленных, в том числе административных, барьеров для привлечения инвестиций и внедрения инноваций и т.п., но и в характере квазирыночной структуры, сложившейся в российской экономике и блокирующей конкурентные отношения в этой сфере.

В отличие от рыночных механизмов квазирынок всегда является продуктом сознательного институционального проектирования государственной властью конкурентного механизма, в котором значимое место занимают общественные (бюджетные, некоммерческие) институты, а спрос на услуги общественного сектора обеспечивается посредством бюджетного финансирования либо иных административно – властных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.

Ряд ученых выделяют в качестве основы классификации всего множества национальных хозяйств две формы интеграции экономического процесса: обмен и редистрибуцию.

Отнесение российской экономики к редистрибутивному типу позволяет выделить в качестве базовых хозяйственных институтов, как совокупности определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленных внешними условиями выживания социума, отношения собственности и способ хозяйственной координации.

Базовым институтом, регулирующим воспроизводство редистрибутивных экономик, является институт общей собственности, т.е. владельцем основных ресурсов и средств производства признается – явно или латентно – общество в целом. Это предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми членами общества по устанавливаемым каждый раз правилам и не подразумевает границ между ними в правах собственности, как это характерно при господстве института частной собственности. Это приводит к спорным финансовым решениям по распоряжению общей собственностью, особенно в случаях, когда отсутствует контроль со стороны общества.

Редистрибуция означает движение материальных ценностей и услуг в рамках общей, единой собственности, что объективно требует согласования хозяйственных трансакций. Закон экономии трансакционных издержек приводит к тому, что согласование сосредоточивается в одном органе, который начинает выполнять функции Центра.

Анализ особенностей редистрибутивных форм экономической интеграции субъектов финансового рынка как системообразующего институционального фактора национальной специфики хозяйственной эволюции России весьма важен в контексте глобализации финансовых рынков, которая естественным образом требует глобализации регулирования и надзора. Выделяют два уровня, на которых должны внедряться элементы регулирования: это собственно уровень всего мира и уровень отдельных региональных объединений стран, отличающийся повышенной степенью интеграции национальных экономик и национальных финансовых рынков.

Сейчас необходимо адаптировать национальную систему регулирования финансового рынка для взаимодействия с системой регулирования других стран для обеспечения свободного перемещения капитала. Эта необходимость обусловлена тем, что институциональная среда традиционной для России перераспределительной системы привела к деформации импортированных рыночных институтов, в частности. В сфере финансовых рынков.

Анализ отечественной хозяйственной системы в контексте выделенных базовых институтов указывает на специфику государственного регулирования российского рынка ценных бумаг, заключающуюся:

- в отсутствии целостной Концепции эволюции рыночных институтов;

- в отсутствии политики в области защиты прав частной собственности;

- в отсутствии механизмов привлечения национального инвестора на рынок ценных бумаг. Отсутствие Концепции эволюции рыночных институтов в наибольшей степени характеризует направление реформирования рынка ценных бумаг, отличающееся непоследовательностью и импульсивностью действий государственных органов власти. Об этом свидетельствуют такие факты, как: обсуждение проблемы создания в России Центрального депозитария на основе рекомендации международной организации Группа 30 (G30 / ISSA Recommendations: 1998/1999).Данная рекомендация касалась вопросов дематериализации и иммобилизации (сохранения документарных ценных бумаг с одновременным переводом их в бездокументарную форму) ценных бумаг. Несмотря на то, что на отечественном рынке именные ценные бумаги изначально выпускались как бездокументарные инструменты, а, следовательно, необходимость в центральном депозитарии, как механизме дематериализации и иммобилизации ценных бумаг, отсутствовала, вопрос создания этого института обсуждается до настоящего времени;

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Учредители товарных бирж
К учредителям относятся инициаторы создания биржи, подписавшие учредительное соглашение, внесшие первоначальные взносы, которые в АО должны составлять не менее 50% номинала акции, а в ТОО - не менее 30% ранее и сейчас 50% стоимости паевого свидетельства. Оплата этих взносов производится в течение м ...

Основные направления эффективности банковской деятельности
Для обеспечения развития кредитных операций с населением в Банке необходимо создать Управление кредитования частных клиентов, внедрены новые продукты с более гибкими условиями кредитования. За период действия Концепции объем ссудной задолженности физических лиц вырос в 32 раза, его прирост стал соп ...

Перспективы развития страхования
Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Так, общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза; в 2001 ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru